Можно ли посещать могилу немусульманина?

Вопрос: Моё окружение в основном состоит из немусульман. Все родственники – представители иной конфессии, но я стараюсь поддерживать с ними хорошие отношения, делить с ними и радость, и горе. Хотелось бы узнать, в какой мере дозволено участвовать в похоронных обрядах и можно ли посещать могилу родственника – немусульманина?

Ответ:

Относительно этого вопроса имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму’ Шарх аль-Мухазаб» пишет следующее:

وأما الصلاة على الكافر والدعاء له بالمغفرة فحرام بنص القرآن والإجماع... ويجوز للمسلم اتباع جنازة قريبه الكافر، وأما زيارة قبره فالصواب جوازها.

«Что касается заупокойной молитвы за умершего немусульманина, а также дуа (мольбы) за него, то это запрещено, согласно Корану и единогласию уммы (иджма’)... Но мусульманину разрешается следовать за похоронной процессией умершего родственника, который был немусульманином. Также дозволяется посещать его могилу». (См.: Аль-Маджму’ Шарх аль-Мухазаб», т. 5, с. 144).

Кладбище

Имам Хатиб аш-Ширбини в «Мугни аль-Мухтадж» пишет:

أما قبور الكفار فزيارتها مباحة، وإن جزم الماوردي بحرمتها.

«Что касается могил немусульман, то их дозволено навещать, даже несмотря на то, что имам аль-Маварди категорически запрещал это». (См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 2, с. 57).

Шейх аль-Ислям Закария аль-Ансари в своей книге «Фатх аль-Ваххаб» (т. 1, с. 118) и имам Шамсуддин ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» (т. 3 с. 36) также выражают единогласие в этом решении.

Могилы

Также имам аль-Буджайрими в субкомментариях на «Шарх аль-Манхадж» пишет:

أما قبور الكفار فالقياس عدم جواز السلام عليها

«Что касается могил немусульман, то в соответствии с этим решением запрещено приветствовать их словами "Ас-саламу ‘алейкум!"». (См.: Хашия аль-Буджайрими, ‘аля Шарх аль-Манхадж, т. 1 с. 497).

Имам Сулейман Джамал в своих субкомментариях на «Шарх аль-Манхадж» пишет:

نعم إن كانت الزيارة بقصد الاعتبار وتذكر الموت، فهي مندوبة مطلقا فيستوي فيها جميع القبور كما قاله السبكي وغيره قال لكن لا يشرع فيها قصد قبر بعينه

«Если человек посещает кладбище с целью получить назидание или вспомнить смерть, то посещение будет желательным вообще, и в этом случае все кладбища равны, согласно мнению имама ас-Субки и других. Он сказал: "Однако (для достижения этой цели) намерение посетить определённую могилу (немусульманина), неправомерно"». (См.: Хашия аль-Джамал ‘аля Шарх аль-Манхадж, т. 2 с. 209).

Заключение:

Могила

1. Посещение могил немусульман – вопрос, в котором есть полемика среди учёных, но это дозволено, согласно более аргументированному мнению богословов шафи’итского мазхаба. Но при этом запрещается посетителю приветствовать покойника выражением «Ас-саламу ‘алейкум!» и просить прощения его грехов.

2. Это касается того случая, когда он вознамерился посетить могилу определённого человека. А если же он пребывает на кладбище немусульман вообще, вспоминая смерть, размышляя о ней, и не намеревается посещать могилу конкретного человека, то это желательно.

3. Также мусульманину разрешается участвовать в похоронной процессии родственниканемусульманина.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com