Слышат ли мёртвые голоса живых?

Что происходит с людьми после смерти? Слышат ли они наши голоса, когда мы обращаемся к ним с приветствием? Что по этому поводу говорится в Коране и Сунне Пророка ? Об этом в нашем материале, который основывается на тафсире одного из самых выдающихся толкователей Корана – Ибн Касира.

 

Итак, имам, мухаддис Абу аль-Фида, Ибн Касир аш-Шафии ад-Димашки (1301–1373 гг./701–774 гг. по хиджре.), толкуя 53 аят суры «ар-Рум» пишет следующее:

«Мать правоверных Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ привела как довод данный аят: "Поистине, ты не заставишь слышать мёртвых", – против того, что рассказал Абдулла ибн Умар ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ о том, как Пророк обращался к убитым, сброшенным в колодец Бадра, через три дня после их смерти, упрекал их и бранил. Умар ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ даже сказал ему: "О Посланник Аллаха, ты разговариваешь с теми, кто уже сгнил?" Пророк ответил: "Я клянусь Тем, в чей власти моя душа, они слышат то, что я говорю, лучше вас, только они не отвечают". Айша ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ истолковала эти слова так: "Они сейчас знают то, что я говорю им, это истина". А Каттада ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ сказал, что Господь оживил их для Пророка , дабы они услышали то, что он говорит, чтобы "возбранить, упрекать и покарать их".

Учёные считают правильным (достоверным) мнение Ибн Умара ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ, так как многочисленные источники подтверждают его истинность. Самым известным доказательством является переданный Ибн Абдиль-Барром (считается достоверным от Ибн Аббаса ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ) марфу’ан (возведённый по цепочке к Пророку : "Какой бы человек не прошёл мимо могилы своего брата мусульманина, которого он знал при жизни и не поприветствовал его салямом, Аллах вернет ему душу, ответить ему".

Слышат ли мёртвые голоса живых?

Также Посланник Господа установил для своей уммы "салям", которым необходимо приветствовать погребённых на кладбищах, а именно: "Мир вам, о дома людей уверовавших". Так обращаются только к тем, кто слышит и понимает. И если бы не это приветствие, можно было бы думать, что умершие – несуществующие или же неодушевлённые. И все саляфы (праведные предшественники) единогласны в этом.

Поистине, уровня таватура (были рассказаны большим количеством людей) достигли рассказы (асары) о том, что мёртвый знает о посещении живого и радуется его приходу. Ибн Аби ад-Дунья передаёт в «Книге кладбищ» от Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ, что Пророк изрёк: "Когда человек приходит на могилу брата своего и садится возле него, тот отвечает ему и радуется его приходу до тех пор, пока он не встанет". Также передаётся от Абу Хурайры ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ, что Посланник Божий сказал: "Когда человек проходит мимо могилы, тот, кто в ней, его узнаёт, и если он приветствует умершего словами «Ас-саляму аляйкум», тот отвечает на приветствие"».

 Как мы видим, Ибн Касир говорит о том, что среди саляфов, а это лучшее поколение мусульман, живших в первые три века, было единогласие в том, что мёртвые слышат и понимают, когда к ним обращаются.

После того, как Ибн Касир привёл многочисленные асары по данному вопросу, в конце он отмечает:

У могилы

«В Исламе предусмотрено приветствие мёртвых, приветствие же тех, кто не чувствует и не знает того, кто его приветствует, – абсурд.

Также Пророк научил свою умму, при виде могилы, произносить: "Мир вам, о дома людей уверовавших, и, поистине, мы тоже последуем за вами. Да смилуется Аллах над теми из нас и из вас, которые ушли вперёд и потом придут. Мы просим у Аллаха благополучия нам и вам", – это есть и приветствие, и обращение, и взывание к присутствующему, который слышит, к которому обращаются, который разумен и отвечает на приветствие, несмотря на то, что дающий «салам» ответа не слышит. Но Аллах знает лучше».

(«Тафсир-уль-Куран-иль-‘Азым», тафсир суры 30, аят 53).

Как мы знаем, современные псевдосалафиты, отрицающие возможность мёртвыми слышать голоса живых, в качестве доказательства своего мнения, также приводят некоторые аяты Корана. Какой же на самом деле несут в себе смысл эти Откровения Всевышнего? Являются ли они доказательством того, что мёртвые не слышат?

Читает Коран

52 аят суры «ар-Рум»:

«Воистину, ты не заставишь слушать мертвецов и не заставишь глухих услышать призыв, когда они обращаются вспять».

Ибн Касир так толкует данный аят:

«Всевышний говорит: "Так же как ты не можешь заставить слушать мёртвых, которые в своих могилах, и не можешь донести свои слова до глухих, которые не слышат, да ещё убегают от тебя, так же ты не можешь направить слепых на путь истины и отвернуть их от заблуждений". Наоборот, это делает Аллах, поистине, Аллах своим могуществом заставляет мёртвых слушать голоса живых, когда захочет, и направляет на путь истинный, кого хочет, и сбивает, кого хочет. И нет ни у кого, кроме Него, такого могущества» («Тафсир-уль-Куран-иль-‘Азым», тафсир суры 30, аят 52).

22 аят суры «аль-Фатир»:

«Не равны живые и мёртвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слушать тех, кто в могиле».

Смысл этого аята в толковании  Ибн Касира:А

«Всевышний говорит: "Как не являются равными слепой и зрячий, так и живые и мёртвые не являются равными, наоборот, они имеют огромные отличия. И так же, как не являются равными темнота и свет, а также сень (прохлада в тени) и знойный ветер, не являются равными живые и мёртвые". Это пример, который приводит Аллах для муъминов (уверовавших) – они же «живые» и для кафиров – они «мёртвые», подобно тому, как это приводится в словах Аллаха: "Разве тот, кто был мертвецом, и Мы вернули его к жизни и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто находится во мраке и не может выйти из него?" Также Аллах говорит: "Эти две группы подобны слепому и глухому и зрячему и слышащему. Разве можно их сравнить друг с другом? Неужели вы не помните назидание?"

Кладбище

Муъмин – это зрячий, слышащий, тот, кто идёт по прямому, светлому пути в этом мире и на том свете, пока он не поселится в Раю, в котором есть сени садов и родники. Кяфир же – это слепой, глухой, тот, кто идёт во мраке, из которого нет выхода. Он скитается в своих грехах и заблуждениях, пока это не приведёт его к хамуму и самуму (знойный и горячий ветер), к хамиму (горячая вода, которую дают пить обитателям ада) и к тени из сажи, от которой нет ни прохлады, ни удовольствия (т. е. в ад).

Также Аллах говорит: "Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает", т.е. ведёт человека к принятию доводов, "а ты не заставишь слушать тех, кто в могилах" т. е., как мёртвых, если они были кяфирами, после их смерти и погребения бесполезно направлять на правильный путь, так и многобожников, которым предписан шакъават (попадание в ад). У тебя нет выхода на них (они обречены) и ты не можешь направить их на правильный путь» («Тафсир-уль-Куран-иль-‘Азым», тафсир суры 35, аят 22).

80 аят суры «ан-Намль»:

«Ты не заставишь слышать мертвецов и не заставишь глухих услышать твой призыв, когда они обращаются вспять».

Толкование Ибн Касира:

«То есть ты не заставишь их услышать что-либо полезное для них, как и этих (мушриков), на их сердцах покрывало, а в ушах глухота неверия» («Тафсир-уль-Куран-иль-‘Азым», тафсир суры 27, аят 80).

Могилы

Как мы видим, данные аяты не доказывают, что мёртвые не слышат, так как в них речь идёт о глухоте и слепоте неверующих. То есть эти люди слышат тебя, однако они не получают пользы от твоих слов, так же как обитатели могил слышат твои наставления, однако не могут извлечь из них полезного, поскольку они упустили время, когда можно было действовать.

По поводу же мнения Айши ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻬﺎ Ибн Хаджар аль-Аскаляни в «Фатхуль Бари» говорит, что она изменила свою точку зрения на то, что мёртвые слышат. Основанием тому – переданный ею хадис: «Они (усопшие неверные) лучше слышат то, что я говорю, чем вы (живые)». Этот хадис, по достоверной цепочке, передал имам Ахмад в «Муснаде» (см. «Фатхуль-Бари», «Китаб аль-магази», раздел об убийстве Абу Джахля, в толковании хадиса, приведённом после хадиса, в котором Пророк обращается к усопшим неверным).

Итак, в этом вопросе нет никаких противоречий. Хвала Аллаху, Господу Миров.

Подготовил Абу Абдуллах Дагестани

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Линия доверия

Я не знаю, как мне жить, жить очень сложно, невыносимо, противно, ужасно! Я постоянно совершаю дурные дела, каждый раз, раскаявшись глубоко, всё начинается заново.