Впадают ли в неверие не читающие намаз?

Вопрос: У меня есть знакомые мусульмане, которые не читают намаз. Сколько бы я не рассказывал им о значимости молитвы в Исламе, никак не получается побудить их молиться. Недавно услышал такое утверждение, что мусульманин, не читающий намаз, впадает в неверие (куфр). Так ли это?

Ответ:

Намаз является обязанностью, которую возложил Господь на Своего раба, пока тот находится в здравом уме. Есть много хадисов, утверждающих, что можно впасть в неверие (куфр), совершая прелюбодеяние, воровство, проявляя высокомерие и т.д. Но также существуют аяты и хадисы, в которых утверждается, что люди, совершившие подобные большие грехи, не впадают в неверие.

Основываясь на этом, истинные учёные-богословы Ислама вынесли следующее решение: «Если человек совершает большие грехи, не считая их запретными (харам), то он впадает в неверие. Если же человек признает, что подобные греховные деяния запретны, но совершает их из-за своей слабости, то он не впадает в неверие».

Коврик

Поэтому учёные-богословы не считают неверным (кафиром) человека, совершающего такие большие грехи, как невыполнение намаза,  совершение прелюбодеяния, распитие спиртных напитков и т.д., если он не отрицает их запретность.

Этого утверждения придерживаются имамы трёх мазхабов – Шафии, Малик и Абу Ханифа. Имам Ахмад в одном месте пишет, что те, кто оставляют намаз, впадают в неверие, а в другом утверждает, что не впадают. Ибну Куддамат в книге «Мугни» отмечает, что второе утверждение имама Ахмада (о том, что не впадают в неверие из-за несовершения намаза) весомее первого его утверждения.

Шейхуль Ислам Имам ан-Навави пишет: «Достоверное мнение, которое известно от большинства: оставивший молитву (не отрицая её обязательности) не становится неверным (кяфиром)» («Фатава ан-Навави»).

Намаз

Общее мнение имамов всех четырех мазхабов следующее: если человек не читает намаз, не отрицая обязательность его совершения, то он не впадает в неверие. Человека, не читающего намаз, считают неверным только заблудшие люди, такие как представители течения му‘тазиллитов, а также следующие за ними представители недавно появившихся течений, которые придумывают нововведения (бид‘а).

Теперь рассмотрим доводы истинных учёных-богословов и имамов четырёх мазхабов. Довод их – Коран и Сунна.

В Коране говорится:

إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاءُ...

«Поистине Аллах не прощает придание Ему сотоварища (ширк), но прощает кроме этого всё остальное, кому пожелает…» (смысл 48 аята суры «ан-Ниса‘»).

Этот священный аят поясняет, что несовершение намаза не является признаком неверия.

Намаз

Имам Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи, Ибну Маджа, аль-Хаким в конце достоверного хадиса говорят: «Аллах не обещает ввести в Рай человека, не совершающего намаз. Если Аллах пожелает, этот человек будет испытывать муки, а если пожелает – введёт его в Рай».  Из слов «а если пожелает – введёт его в Рай» следует, что человек, не читающий намаз, не становится неверным, поскольку неверный не может попасть в Рай. Однако это не означает, что можно не читать намаз. Упаси нас Аллах от того, чтобы мы перестали читать намаз и потом отвечали за это перед Ним! Ведь несовершение намаза является одним из самых больших грехов.

Учёные-богословы поясняют и хадис, в котором утверждается, что несовершение намаза является неверием. Это сказано с целью остеречь мусульман от подобного греха, чтобы мусульмане не уподоблялись неверным, поскольку те не читают намаз.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com, ru.wikihow.com