Если Аллах ﷻ существует без места, то где же Он?

Ханафитский ответ на вопрос псевдосаляфитов

Одно из важнейших расхождений между последователями акыды (ашаритами и матуридитами и последователями Ибн Таймиййи) – танзих (абсолютное неподобие Аллаха творениям) – состоит в различном понимании Божественного бытия и Его существования.

 

Акыда Ахлю-с-Сунна заключается в том, что Аллах не нуждается в Своих творениях, и сам акт творения и его результат никак не влияют ни на Его Сущность, ни на Его сифаты (качества, атрибуты) и никак не изменяют их. Иначе это означало бы, что в предвечном совершенстве Аллаха и Его сифатах есть изъян.

Если Аллах ﷻ существует без места, то где же Он?

Здесь следует подчеркнуть связь между нуждой и изменением, а именно: если что-то Его изменяет, то это означает, что Он в этом нуждается. Например, псевдосаляфиты (последователи Ибн Таймиййи) приписывают Аллаху «улюв», то есть пространственную возвышенность. Но был ли у Аллаха этот сифат до создания мироздания, до создания пространства и материи? Ведь если понимать «улюв» пространственно (Ахлю-с-Сунна, в отличие от псевдосаляфитов, понимают «улюв» как ранг, то есть Аллах Своей Сущностью превыше всех творений). Получается, что до создания пространства у Бога не было этого сифата, поскольку не было того, по отношению к чему можно было быть возвышенным. Это означает, что он (этот сифат) появился после создания материи и пространства. То есть Господь для наличия какого-то Своего сифата нуждается в творении, и в данном случае это пространство. По этой причине псевдосаляфиты, когда слышат, что ашариты отрицают телесное бытие Бога и то, что Он занимает пространство, то есть что Он свободен от того, чтобы характеризоваться категориями «верх», «низ», «справа», «слева», «внутри» (чего-либо), «вне» (чего-либо или над чем-то), всегда спрашивают: как же тогда Он существует? Что это, как не утверждение того, что Аллах в Своём Существовании нуждается в (месте и) направлении?

И, как следствие своего заблуждения, они (псевдосаляфиты) полагают, что акыда ашаритов и матуридитов – это вера в небытие Всевышнего , так как она отрицает, что Аллах буквально находится вверху или над миром.

Имена Аллаха

В книге «Метод Ахлю-с-Сунна в акыде и добрых деяниях», составленной из текстов Ибн Усеймина и Насыруддина Албани, есть вопрос, обращённый к последнему: «Ваше мнение о тех, кто заявляет, что вопросГде Аллах ?” – ошибочный и что нельзя задавать его, поскольку Аллах свободен от того, чтобы к Нему были применены категории “над”, “под”, “справа”, “слева”, “внутри” (мира) или “вне” (мира.

В словах Албани заложено противоречие. Он сам пишет, что до создания всего сущего Аллах существовал сам по себе, то есть вне времени и пространства. Почему он тогда не говорит, что такое бытие невозможно? Однако когда ашариты утверждают, что нельзя утверждать ни то, что Он в мире, ни то, что Он вне этого мира (а суть этих слов – в том, что Аллах не изменился после творения), то почему-то говорят, что это атеизм! Суть в том, что ашариты говорят об онтологической и трансцендентной форме бытия Бога , и это означает, что Его бытие и бытие творений совершенно никак не соотносятся. И поэтому нельзя описать Его ни как находящегося в мире творений, ни как не находящегося в нём, ведь это означало бы, что Господь соотносится со своими творениями пространственными категориями.

Таким образом, выходит, что (у псевдосалафитов) Бог описывается теми качествами, которыми Он не описывался до творения всего сущего, то есть акт творения повлиял на сифаты Аллаха .

Если Аллах ﷻ существует без места, то где же Он?

Или вот как ещё говорят псевдосаляфиты: у ашаритов Бог находится внутри мира, поскольку они отрицают, что Он буквально находится вверху над миром. Конечно, это клевета и невежество (джахль), так как мазхаб имама Абуль-Хасана Ашари, рахимахуллах, относит доктрину «хулюль» (соединение Всевышнего со Своими творениями) к чистейшему куфру.

Албани ответил на это: «Где же тогда Аллах ?! Ведь в таком случае (при такой акыде) они отрицают Его бытие, потому что Всевышний Аллах был до сотворения мира, и с Ним не существовало ничего. Разве может кто-либо сказать, что до акта сотворения с Ним находилось что-либо? Конечно, не может. Затем создал Аллах мир. Можно ли говорить теперь, что Он стал внутри мира? Безусловно, они дадут отрицательный ответ. Отсюда следует, что и после сотворения с Ним нет ничего. На это с необходимостью указывает разум, не говоря уже, что такого представления требует Шариат: если нельзя сказать, что Всевышний Аллах внутри мира (дахилюль-алям), и это несомненная истина, то, следовательно, Он находится вне мира (хариджуль-алям), то есть Всевышний Аллах вынесен за бытие сотворённого мира, находясь Своей Сущностью над миром. (Хочется спросить: это что за философия такая? Где далили из Корана и Сунны для таких утверждений? – Авт.) И если скажут: нельзя говорить, что Аллах внутри мира или вне мира, то это означает совершенное отрицание Его бытия...».

Если Аллах ﷻ существует без места, то где же Он?

Эти слова Албани – классический пример псевдосаляфитского понимания бытия Аллаха : если что-то не может быть описано пространственными категориями, то это означает, что оно не существует.

Из вышесказанного становится очевидным: эти люди не могут принять положения, что Всевышний Аллах не нуждается для Своего Существования в пространстве. И они хотят приписать такую акыду «саляфсалих», то есть нашим праведным предшественникам, мол, и имам Ахмад, и имам Малик, и имам аш-Шафии (да смилуется над ними Аллах) так считали.

Возникает и другой вопрос: откуда они взяли эту формулировку (что Аллах Своей Сущностью вне этого мира)? Говорили ли так саляфы? Нет, не говорили!

Одна из главных претензий псевдосаляфитов к ашаритам заключается в том, что якобы ашариты вводят новшество в акыду и используют в отношении Аллаха термины, которых не знали саляфы. Но есть ли у них самих далиль (довод) на это? Для ответа обратимся к их собственным книгам.

Албани говорит: «...После этого стало ясно, что эти два выражения: «Аллах над миром Сущностью» и «Аллах – баин («отделён от мира»)» – не были известны во время сахабов».

Из книги «Метод Ахлю-с-Сунна в акыде и добрых деяниях», с. 138

Алим Нурудинов

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com