Вопрос: Везде, где предлагают услуги по кровопусканию (хиджаме), имеются расценки по их оплате. Но я слышал, что нежелательно зарабатывать на этом. В этой связи хотелось бы узнать, к какому виду деятельности, согласно Исламу, относится хиджама, и можно ли за неё брать деньги?
Ответ:
Деятельность хаджама (человека, проводящего процедуру кровопускания) относится к «фарзуль-кифаят», т. е. к коллективной обязанности мусульман, выполнение которой определённым количеством людей освобождает от ответственности остальных. Это такие обязанности, как медицина, строительство больниц, вынесение фетв, заупокойная молитва, и т. д.
Имам аш-Ширбини в книге «Мугни аль-Мухтадж», рассматривая этот вопрос, отмечает:
(والحرف والصنائع) كالتجارة والخياطة والحجامة...
«К коллективным обязанностям относятся такие профессии и ремёсла, как торговля, швейное дело, хиджама и т. д. » (См.: Мугни аль-Мухтадж, т. 4, с. 281).
Имам аль-Харамайн, в книге «Нихаят аль-Матлаб» пишет:
كسب الحجام حلال، ولو امتنع الاكتساب به مع مسيس الحاجة اليه لجر ذلك ضرارا عظيما...
«Заработок того, кто занимается кровопусканием, считается дозволенным. Если бы при острой нужде людей в этом такая деятельность была бы запретной, то это привело бы к очень негативным последствиям».
Далее он пишет:
الاكتساب بهذا وإن كان حلالا فلا ينبغي للإنسان ان يرغب فيه مع قدرته على نوع اخر من الكسب.
«Зарабатывать хиджамой дозволено, но человеку не следует стремиться к такому заработку, имея возможность зарабатывать другим способом» (См.: Нихаят аль-Матляб, т. 18, с. 216-217).
Имам ибн Руфг’а, да будет доволен им Аллах, в книге «Кифаят ан-Набих» утверждает:
...ومكروه وهو ما باشر في النجاسة كالحجام والجزار وكناس الحشوش والاقذار.
«Нежелательными профессиями считаются те, в которых предполагается контакт с нечистотами. Это ремесло хаджама, мясника, метельщика садов или мест, где есть нечистоты» (См.: Кифаят ан-Набих, т. 4, с. 245).
Ученый маликитского мазхаба Абу Валид аль-Баджи в книге «Аль-Мунтака шарх аль-Муватта» пишет следующее:
فاما أجرة الحجام فباح أكلها.
«Что касается оплаты труда хаджама, то она дозволена» (См.: Аль-Мунтака шарх аль-Муватта, т. 7, с. 298).
1. Согласно мазхабу имама аш-Шафи’и хиджама является фарзуль-кифаятом — коллективной обязанностью. Тем не менее, зарабатывать хиджамой человеку нежелательно. Причина нежелательности в том, что он контактирует с нечистотами, в данном случае с кровью.
2. Согласно мазхабу имама Малика в таком заработке нет нежелательности.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru
Фото: shutterstock.com