Можно ли немусульманам заходить в мечеть?

Вопрос: В нашу мечеть часто заходят немусульмане, и мужчины и женщины. Заходят, чтобы посмотреть, как устроена мечеть изнутри, как мы молимся. Удивляются многим вещам, тому же ковру на полу и что нужно разуваться перед входом. И всё же меня не перестаёт беспокоить вопрос, можно ли немусульманам заходить в мечеть?

Ответ:

Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» утверждает:

أما الكافر فله دخوله إن أذن له فيه مسلم ... ودعت حاجة إلى دخوله سواء أكان جنبا أم لا

«Немусульмане имеют право заходить в мечеть, даже если они в состоянии джанабата (состояние, когда нужно сделать обязательное купание); если им это разрешит любой мусульманин; если у них есть потребность заходить в мечеть».

...أما الكافرة إذا كانت حائضا وأمنت التلويث ... والأقرب حمل المنع على عدم حاجتها الشرعية وعدمه على وجود حاجتها الشرعية.

 «Что касается немусульманки, которая находится в состоянии менструального цикла, то ей тоже можно заходить в мечеть, если нет опасения испачкать помещение; если у неё есть потребность, связанная с шариатом (например, получить ответ на шариатский вопрос и т. д.). Если же у неё нет шариатской потребности, то заходить в мечеть запрещено».

Экскурсия в мечеть

Комментируя вышесказанное, имам аш-Шабрамаллиси пишет:

( قوله : ودعت حاجة ) أي تتعلق بمصلحتنا كبناء المسجد ولو تيسر غيره ، أو تتعلق به لكن حصولها من جهتنا كاستفتائه أو دعواه عند قاض .

«Под словом “потребность” подразумевается потребность, нужная нам (мусульманам), например, строительство мечети (ремонт и т. д.), даже если есть возможность нанять для этого мусульманина. Или же если у иноверца потребность в удовлетворении своего интереса, например, он хочет получить от имама и т. д., ответ на вопрос или же если он хочет подать жалобу Кадию». (См.: Нихаят аль-Мухтадж, т.1, с. 219).

Папа Римский в мечети

Имам ан-Навави в книге «Равзат ат -Талибин» отмечает:

ولا يؤذن له في دخولها لأكل ولا نوم، لكن يؤذن لسماع القرآن أو الحديث والعلم، قال الروياني: وكذا لحاجته إلى مسلم، أو حاجة مسلم إليه.

«Нельзя разрешать немусульманину заходить в мечеть для того чтобы поесть, поспать, но можно разрешить для того чтобы он послушал чтение Корана, хадисов, шариатские науки. Имам Ар-Рав’яни дополняет: «А также можно разрешить ему заходить в мечеть, если ему нужно что-то от мусульманина, находящегося в мечети, или же мусульманину, находящемуся в мечети, что-то нужно от него». (См.: Равзат ат-Талибин, т. 9, с. 499).

Вице-президент США посетил мечеть Индонезии

Так же имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму’» пишет:

قال أصحابنا: لا يمكن كافر من دخول حرم مكة.

«Ученые нашего (шафиитского) мазхаба говорят, что нельзя разрешать немусульманам заходить на территорию Харама (г. Мекка и определённая территория вокруг неё)». (См.: Аль-Маджму’, т. 2, с. 201).

Известный учёный ханафитского мазхаба ибн 'Абидин в своих комментариях «Радд аль-Мухтар», передаёт слова имама ас- Сархаси:

فأما عندنا لا يمنعون كما لا يمنعون عن دخول سائر المساجد.

«Согласно нашему (ханафитскому) мазхабу нельзя запрещать иноверцам заходить в Масджид-уль-Харам (мечеть в Мекке), а также и в другие мечети». (См.: Радд аль-Мухтар, т. 4, с. 209).

Можно ли немусульманам заходить в мечеть?

Заключение:

1. Иноверцы имеют право заходить в любую мечеть, кроме мечетей на территории Харама (Мекка и определённая территория вокруг неё), если им даст на это разрешение любой совершеннолетний мусульманин или мусульманка; если у них есть потребность заходить в мечеть, например, узнать что-то про Ислам и т.д.

2. Согласно мазхабу имама Абу Ханифы немусульмане имеют право заходить в любую мечеть без каких-либо условий.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru