Можно ли совершать хадж на запретные средства?

Вопрос: У меня знакомый работает в банковской сфере, зарабатывает на выдаче микрозаймов. Но вопрос сейчас не о грехе ростовщичества. На днях я узнал, что он собирается в этом году поехать в хадж. Это известие меня, мягко скажем, шокировало. Разве дозволено совершать хадж или умра на запретные средства?

Ответ:

Хадж и умра являются одним из столпов Ислама, поэтому очень важно совершить их на дозволенные средства.

Передаётся от сподвижника Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал:

"إذا خرج الرجل حاجا بنفقة طيبة و وضع رجله في الغرز فنادى لبيك اللهم لبيك ناداه مناد من السماء لبيك وسعديك زادك حلال وراحلتك حلال وحجك مبرور غير مأزور وإذا خرج بالنفقة الخبيثة فوضع رجله في الغرز فنادى لبيك ناداه مناد من السماء لا لبيك ولا سعديك زادك حرام ونفقتك حرام وحجك مأزور غير مبرور"

(رواه الطبراني في الأوسط (6\109) برقم  5224 ، وفي الترغيب والترهيب الترغيب برقم 1723)

Кредит

«Тот, кто выходит в хадж с чистым имуществом, когда он (садясь на лошадь и т.п.) поставит свою ногу в стремя и скажет слова: "Я перед тобой, о мой Господь", – ему с небес ответят: "Добро пожаловать, тебе счастье, твоя провизия дозволенная, и твой транспорт дозволенный, твой хадж будет принятым, и тебе не будет греха", а когда человек выходит с грязным (недозволенным) имуществом, когда он поставит свою ногу в стремя и скажет: "Я перед тобой, о мой Господь", – ему с небес отвечают: "Нет тебе приветствия, нет тебе счастья, твоя провизия недозволенная, и твои расходы недозволенные, и этот хадж будет греховным, неблагочестивым"».

Относительно того, будет ли считаться принятыми (исполненными) хадж и умра, совершённые на запретные средства, среди учёных есть разногласия.

Имам ан-Навави в книге «Аль-Изах» утверждает следующее:

ليحرص على أن تكون نفقته حلالا خالصة من الشبهة فإن خالف وحج بما فيه شبهة أو بمال مغصوب صح حجه في ظاهر الحكم لكنه ليس حجا مبرورا ويبعد قبوله. هذا مذهب الشافعي ومالك وأبي حنيفة رحمهم الله وجماهير العلماء من السلف والخلف، وقال أحمد بن حنبل لا يجزيه الحج بمال حرام. (ص-٥١)

«Паломник должен стараться, чтобы его расходы на хадж были дозволенными (халяль), чистыми от сомнительных средств.

Если же всё-таки он совершит хадж на сомнительные или же насильно отобранные средства, его хадж считается исполненным, однако не будет благочестивым, и маловероятно, что он будет принят.

Банк

Это мнение мазхаба имама аш-Шафи’и, имама Малика и имама Абу Ханифы (да смилуется над ними Аллах), а также это мнение большинства ранних и поздних ученых.

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал, что хадж, совершённый на запретные средства, не будет действительным».

(См.: Аль Изах, с. 51).

Имам ар-Рамли в книге «Нихаят аль-Мухтадж» отмечает:

ولو حج أو اعتمر بمال حرام عصى وسقط فرضه. (٣\٢٥٥)

«Если человек совершит хадж или умру на недозволенные средства, то ему за это будет грех, однако с него снимается обязанность совершения большого и малого паломничества».

(См.: Нихаят аль-Мухтадж, т. 3, с. 255).

Заключение:

Из вышесказанного ясно, что хадж и умра, совершённые на запретные средства, считается канонически исполненным, т.е. считается, что человек выполнил свою обязанность, но такое паломничество, ни малое, ни большое, не будут благочестивыми, и за них человеку запишется грех.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: vectorstock.com