Грешно ли есть досыта?

Вопрос: Я очень люблю хорошо и вкусно поесть. Для меня это весьма важно, и если в течение дня один раз хотя бы хорошо не поем, чувствую себя опустошенным. Хотелось бы узнать, есть ли запреты на чрезмерность в еде или порицание за то, что человек не может контролировать себя во время еды?

Ответ:

روي عن أنس بن مالك رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : (من الإسراف أن تأكل ما اشتهيت)

От Анас ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Божий изрёк: «Чрезмерность – это когда человек ест всё, что пожелает» (Ибн Маджа).

Во-первых:

Чревоугодие является одним из порицаемых деяний, которое становится причиной гибели как физической, так и духовной, потому что порождает стремление к богатству и власти для осуществления этих желаний. Оно же становится причиной душевных недугов, таких как лицемерие, зависть, хвастливость, высокомерие по причине увлечённости мирской жизнью. Зачастую чревоугодие приводит к совершению греховных, аморальных поступков. Старая арабская пословица гласит: «Желудок – дом болезней, а диета – основа лечения».

Всевышний в Коране говорит:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (смысл 31 аята суры «аль-Араф», тафсир «аль-Мунтахаб»).

Обжора

Ислам призывает также воздерживаться от излишества в пище и питье. Наука доказывает, что подобные излишества вредят организму, вызывают болезни и увеличивают вес тела. В сунне Пророка поощряется умеренность в еде, а расточительность крайне порицается.

عن المقدام بن معد كرب قال: سمعت رسول الله – صلى الله عليه وسلم- يقول:(مَا مَلأَ آدَمِيٌّ وِعَاءً شَرًّا مِنْ بَطْنِهِ ، بِحَسْبِ ابْنِ آدَمَ أُكُلاتٍ يُقِمْنِ صُلْبَهُ ، فَإِنْ كَانَ لاْ مَحَالَةَ فَثُلُثٌ لِطَعامِهِ ، وَثُلُثٌ لِشَرَابِهِ ، وَثُلُثٌ لِنَفَسِهِ)

От Микдам бин Мадий Кариба сообщается, что Пророк изрёк: «Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания» (имам ат-Тирмизи).

Нафи’ рассказывает, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) никогда не садился есть, пока к нему не приводили какого-нибудь бедняка, который разделял с ним трапезу. Однажды я привёл одного человека, чтоб он поел вместе с ним, и этот человек ел очень много, а потом Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «О Нафи’, больше не приводи ко мне этого человека, ибо я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Верующий кушает в один желудок, а неверующий в семь"» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Во-вторых:

Кушает

Обычаем Посланника Господа было употреблять в пищу то, что имелось в данный момент, и не искать того, чего не было. Когда его угощали пищей, он вкушал её, если она нравилась ему, в противном случае он не трогал её и никогда не порицал никакую еду. Он ел сладости и мёд. Он ел жареное мясо, свежие и сушеные финики. Пророк не отказывался от хорошей еды, но не пытался искать её, а довольствовался тем, что у него было. Если у Пророка не было еды, то он проявлял терпение и от голода привязал камень к животу. Месяцами в доме Посланника Аллаха не разводился огонь.

В-третьих:

Учёные выяснили преимущество и пользу от умеренности в еде и питье:

1. Голод порождает чистоту сердца, живость ума, а также проницательность. А сытость порождает глупость и ослепляет сердце.

2. Голод также приводит к смирению и избавлению от тщеславия и высокомерия, которые являются основой тирании и пренебрежения Аллахом.

Кушает

3. Одно из огромных польз умеренности в еде – это преодоление греховных желаний и контроль над эго.

4. Избавление от сонливости и бодрствование допоздна. Поистине тот, кто много ест, тот много пьёт. Кто много пьёт, тот много спит и по этой причине пропускает тахаджуд. Тот, кто много спит, тот теряет свою жизнь попусту. Он становится вялым, а сердце его черствеет.

5. Физическое здоровье и защита от болезней от переедания и смешивания в желудке различной еды. Врачи утверждают, что желудок – основа болезни, а диета – основа лечения.

Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Первым бедствием, которое постигло общину после смерти Пророка , было чревоугодие. Ведь когда люди насыщаются, их тела начинают полнеть, сердца черстветь, а похоть возобладать над ним» (имам аль-Бухари).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: vectorstock.com