Как не злиться в жару?

Летние знойные дни. Жаркое солнце, духота. Попадая в такие дискомфортные условия, человек по-разному себя проявляет. К сожалению, не у всех получается терпеливо перенести тяготы погоды. Кто-то срывается. И чаще всего срывается в гневе на окружающих.

 

Терпеливость в перенесении ниспосланных тягот – является одним из качеств истинного верующего.

«…Если человек оказался в какой-то неприятной ситуации и это вызывает у него определённое беспокойство, то в этом случае он является рабом своего нафса. А если же для него нет разницы, в какой из ситуаций он оказался (приятной или неприятной), то он будет настоящим рабом своего Господа. Это и есть корень и основа каждого дела. Поэтому тебе, о вступивший на путь Аллаха, следует постоянно быть рабом Господа, подобно тому, как Всевышний и Пречистый Аллах всегда остаётся твоим Господом», – утверждается в книге «Благонравие праведников» муфтия Дагестана шейха Ахмада-Афанди.

Говоря о причинах гнева, автор пишет, что «пробуждает гнев непонимание сути мироздания: есть только один Всевышний, Создатель всего происходящего во вселенной, а люди ошибочно полагают, что всякое их деяние сотворено ими самими. Нафс человека обладает двумя неотъемлемыми качествами, присущими ему с рождения: первое – страсть, второе – гнев.

Страсть порождает домогательство, похоть, алчность, долгие чаяния, любовь к мирской жизни и другие подобные им качества. А гнев порождает высокомерие, себялюбие, вражду, зависть, ненависть и другие подобные им скверные качества».

Солнце

В тоже время, по словам досточтимого шейха, «именно страсть и гнев берегут человека. Потому как страсть заставляет человека стремиться к тому, что приносит ему прибыль, а гнев ограждает человека от окружающих его опасностей. Поэтому полное избавление нафса от этих характерных его проявлений не приведёт человека к совершенству, напротив, укоренит в нём ущербность».

Далее Ахмад-Афанди пишет, что «преобладание этих двух качеств (страсти и гнева) в душе непременно ей навредит, взрастив ущербность в разуме и вере (иман). Поэтому необходимо воспитывать человеческий нафс так, чтобы добиться соразмерности между этими двумя крайностями, – это и есть основная методика и суть суфийского пути, который исходит от Благословенного Ахмада (одно из имён Пророка Мухаммада . – Прим. ред.).

Ведь, следуя этому пути, человеческий нафс замещает в себе порицаемые качества восхваляемыми: вместо страсти появляется любовь к Аллаху, на смену похоти приходит благочестие, а гнев перерастает в ревность по отношению к предписаниям Всевышнего. Такое происходит со всеми порицаемыми качествами нафса».

Лето

В своих рекомендациях тем, кого охватил гнев, досточтимый шейх пишет:

«Когда раба Всевышнего Аллаха охватывает состояние гнева, ему ни в коем случае нельзя выходить за рамки истины и справедливости, напротив, необходимо следовать указанию Пророка : "Если один из вас начинает гневаться, то пусть он хранит молчание".

Гневающемуся необходимо совершить малое ритуальное омовение, ибо гнев подобен огню, а вода способна погасить его, на это также указал Посланник Аллаха .

Человек, которым начинает овладевать ярость, должен остерегаться того, чтобы это состояние не подтолкнуло его к порицаемому. Ведь подобное может привести к печальным последствиям, к нарушению границ истины и справедливости.

Солнце

И пусть он помнит слова Пророка : "Есть три качества, которые спасают человека, и столько же качеств, которые влекут за собой погибель. Спасающие – это богобоязненность скрытая и явная (то есть среди людей и в одиночестве); следование слову истины, как в состоянии умиротворенности, так и в гневе, а также умеренность и в богатстве, и в бедности. Губящие же качества – это скупость, которой человек подчиняется; страсть, за которой он следует, и восхищение своим мнением" (по другой версии "восхищение самим собой")».

Подытоживая вышесказанное, Ахмад-Афанди отмечает, что «рабам Аллаха необходимо формировать свой нрав в соответствии с нравами Всевышнего. Об этом также сказал Посланник Божий : "Перенимайте нравы Аллаха". Подобно тому как Всевышний Аллах не гневается ради Себя, так и человеку не следует гневаться и мстить ради себя самого. Так, если бы Всевышний Создатель гневался бы ради Себя, то тогда Он в одно мгновение погубил бы все творения».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru