Когда можно обсуждать человека у него за спиной?

Вопрос: Известно, что говорить о человеке в его отсутствие то, что ему неприятно, является тяжким грехом, который, согласно хадису, хуже прелюбодеяния. А в каких случаях Ислам всё же разрешает говорить о недостатках человека за его спиной?

Ответ:

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахих Муслим» отмечает:

تباح الغيبة لغرض شرعي ، وذلك لستة أسباب:

«Разрешается говорить о человеке за его спиной (гибат) ради цели оправданной Шариатом, и таковых целей шесть:

أحدها التظلم; فيجوز للمظلوم أن يتظلم إلى السلطان والقاضي وغيرهما ممن له ولاية أو قدرة على إنصافه من ظالمه ، فيقول: ظلمني فلان ، أو فعل بي كذا.

«Первая цель – обращение притеснённого с жалобой к правителю. Притеснённому можно обращаться с жалобой к правителю, к судье, либо к тем, у кого есть власть или способность восстановить справедливость. В этом случае он может сказать: "Меня притеснил такой-то" или "Он мне сделал то-то"».

الثاني; الاستغاثة على تغيير المنكر ، ورد العاصي إلى الصواب ، فيقول لمن يرجو قدرته: فلان يعمل كذا فازجره عنه ونحو ذلك.

Разговоры за спиной

«Вторая цель – добиться помощи в устранении порицаемого (мункар) и в наставлении грешника на правильный путь. Например, обращаясь к тому, кто в состоянии устранить порицаемое, говорят: "Такой-то человек совершает такой-то грех, воспрепятствуйте ему в этом!", и тому подобное».

الثالث; الاستفتاء بأن يقول للمفتي: ظلمني فلان أو أبي أو أخي أو زوجي بكذا فهل له ذلك ؟ وما طريقي في الخلاص منه ودفع ظلمه عني ؟ ونحو ذلك.

«Третья цель – это обращение к муфтию (алиму) за богословско-правовым решением (фетва) относительно его притеснения. Например, говоря: "Меня притеснил такой-то человек, отец, брат или муж. Имел ли он на это право? Как мне избавиться от его притеснения?" и т. п.».

... الرابع; تحذير المسلمين من الشر.

Разговоры за спиной

«...Четвёртая цель – предостережение мусульман от вреда других. Например, говорить о конкретных злодеях, мошенниках и т. п.».

... الخامس; أن يكون مجاهرا بفسقه أو بدعته كالخمر ... فيجوز ذكره بما يجاهر به ، ولا يجوز بغيره إلا بسبب آخر.

«...Пятая цель – обнародовать грехи и нововведения человека, откровенно совершающего их, подобно распитию алкоголя в общественных местах. В этом случае разрешается говорить только о тех грехах человека, которые он совершает неприкрыто, но о других его грехах говорить нельзя, если только не по иной причине».

 

السادس; التعريف فإذا كان معروفا بلقب كالأعمش والأعرج والأزرق والقصير والأعمى والأقطع ونحوها جاز تعريفه به ، ويحرم ذكره به تنقصا... (ص- ٢٥٨٩)

«Шестая цель – дать определение о ком именно идёт речь. Например, кто-то известен по прозвищу плохо видящий, хромой, голубоглазый, низкий, слепой, безрукий и т. п. В этом случае разрешается использовать подобные определения с целью дать понять о ком именно идёт речь. Но ни в коем случае нельзя (харам) использовать эти слова, унижая его достоинство ...».

(См.: Шарх Сахих Муслим, с. 2589).

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: vectorstock.com