Обязательно ли каждый день делать намерение на пост в Рамадан?

Вопрос: Обязательно ли ежедневно намереваться соблюдать пост в месяце Рамадан или достаточно на весь месяц ограничиться одним намерением, и есть ли в этом вопросе облегчение по другим мазхабам?

Ответ:

Учёный шафиитского мазхаба ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-мухтаж» отмечает:

(ويشترط لفرضه) كرمضان أداء وقضاء وكفارة ومنذور وصوم استسقاء أمر به الإمام (التبييت) أي: إيقاع النية ليلا أي: فيما بين غروب الشمس وطلوع الفجر ...، ويشترط التبييت لكل يوم؛ لأنه عبادة مستقلة.   (٣\ ٣٨٦)

«Условием обязательного поста такого, как пост месяца Рамадан (своевременный или возмещаемый), пост, соблюдаемый в качестве искупления штрафа (кафарат), пост обета (назр), и пост, к которому имам призвал соблюдать перед прошением дождя, является намерение, совершённое ночью (после захода солнца до утренней зари), и вознамериваться поститься необходимо каждую ночь, потому что пост каждого дня – это отдельное поклонение, не связанное с предыдущим днём». (См.: Тухфат аль-мухтадж, т.3, с.386).

Учёный малитского мазхаба имам ад-Дардир в книге «Аш-шарх аль-кабир» пишет:

Рамадан

(وكفت نية) واحدة (لما) أي لصوم (يجب تتابعه) كرمضان ... وكالنذر المتتابع كمن نذر صوم شهر معين بناء على أنه واجب التتابع كالعبادة الواحدة من حيث ارتباط بعضها ببعض وعدم جواز التفريق فكفت النية الواحدة،  (١\ ٥٢١)

«Достаточно одного намерения для поста в течение всего месяца Рамадан, который нужно соблюдать подряд, ...и для поста обета, когда необходимо поститься подряд в определённый месяц, поскольку обязательство непрерывности (например, в посте Рамадана) подобно одному целому поклонению, нарушать непрерывность, когда для него достаточно одного намерения, недопустимо». (См.: Аш-шарх аль-кабир, т.1, с.521).

Касательно этого вопроса учёный ханафитского мазхаба ибн Абидин в книге «Хашия ибн Абидин» утверждает:

(فيصح) أداء (صوم رمضان .. بنية من الليل)  ..(إلى الضحوة الكبرى..) (٢ \٣٧٧)

«Пост дня месяца Рамадан, для которого было сделано намерение (накануне) после наступления времени вечернего намаза и до середины дня (приблизительно до 11:00 часов), считается действительным». (См.: Хашия ибн Абидин, т. 2, с. 377).

Заключение:

Рамадан

1. Согласно шафиитскому мазхабу, намерение, совершённое на весь месяц Рамадан, будет действительно только для первого дня этого месяца. Однако, согласно маликитскому мазхабу, намерение соблюдать пост весь месяц Рамадан считается действительным.

2. По мнению ханафитских учёных, намерение, сделанное в день соблюдения поста до полудня, действительно в том случае, если постящийся с начала утреннего рассвета не совершал что-либо, что нарушило бы его пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: ru.freepik.com