Нарушает ли пост в Рамадан попадание воды в организм?

С наступлением месяца Рамадан мусульманин обязан поститься и остерегаться от всего, что приводит к нарушению поста. К действиям, нарушающим пост, относится проникновение воды в организм через естественные (физиологические) отверстия (рот, нос, уши и т.п.). И с сожалением приходится констатировать, что люди, купаясь в дневное время в водоёмах (море, озеро, река), подчас не соблюдают меры предосторожности. В тоже время наблюдается и другая крайность, когда кто-либо в дневное время, став обязанным совершить купание (к примеру, из-за поллюции) или пожелав совершить желательное пятничное полное омовение, купается, воткнув в уши вату или какой-либо иной материал, тем самым, по сути, не омывая тело полностью, так как мытьё ушных раковин также является обязательным действием при ритуальном купании.

Данные ошибки, допускаемые некоторыми из мусульман, побудили написать материал о том, как и в каких случаях проникновение воды в организм нарушает пост.

В шафиитском мазхабе есть такое правило: если в организм что-либо попало в результате действий, к которым побуждает Шариат (даже если это не обязательное (фарз), а желательное (сунна)), тогда пост не нарушается; если же к этим действиям Шариат не побуждает, тогда пост нарушается.

Душ

Также необходимо обратить внимание на следующий важный момент: во время поста нежелательно купаться, погружаясь в воду (в какой-либо водоём). Так как это является нежелательным действием, то в случае если вода проникнет внутрь, пост нарушается, и не имеет значения, обязательное было купание или желательное.

На основе этого правила в книге «Ианат ат-Талибин» пишется:

«Из этого правила вытекают три группы (действий):

1) То, что нарушает пост вне зависимости от того, было ли мытьё тщательным или нет. Например, вода попала внутрь от совершения того, к чему не побуждал (Шариат), как: четвёртое по счёте омывание (полости рта при омовении) (при омовения сунной является омыть органы три раза, следовательно, омывание в четвёртый раз не является желательным действием. – Прим. ред.); окунание в воду, так как это является нежелательным для постящегося; а также обычное купание для охлаждения тела или его очищения;

2) То, что нарушает пост, при тщательном мытье. Например, человек во время омовения полоскал рот и нос, и вода проникла внутрь.

Полоскание рта

3) То, что не нарушает пост даже при тщательном мытье. Например, если рот осквернился нечистотой, так как он обязан тщательно очиститься от нечистоты».

Из вышеприведённого следует, что если вода проникнет внутрь от совершения того, на что есть указание/побуждение в Шариате, то пост не нарушается.

В книге «Фатх аль-Аллям» 4/37 отмечается:

«Если из-за попадания нечистоты (наджасы) в полость рта или носа человек будет вынужден тщательно сполоснуть их для очищения, и по этой причине вода проникнет внутрь организма, то пост не нарушается, так как в данном случае полоскание полости рта и носа было обязательным.

Также нет вреда от проникновения воды внутрь по причине обязательного или желательного купания. И из этого следует, что если человек омоет уши при обязательном купании от большого осквернения или при пятничном купании, и вода через ушные отверстия проникнет внутрь, то пост не нарушается.

Протирание ушей

Сказал ар-Рамли в книге "Нихаят": "И не берётся в расчёт то, что он мог уклонить голову (и омыть уши) таким образом, чтоб вода не попала внутрь, так как это очень затруднительно"».

Приведём также фетву Ибн Хаджара аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах:

وسئل فسح الله في مدته عن الصائم إذا دخل الماء في أذنيه لغسل ما ظهر منهما عن جنابة أو لنحو جمعة فسبقه الماء إلى باطنهما فهل يفطر أو لا ؟

Ибн Хаджара аль-Хайтами, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Нарушается ли пост у того, кто омыл водой внутреннюю часть ушных раковин (чтоб смыть образовавшуюся в них грязь) при обязательном купании от большого осквернения или же при пятничном купании, и вода проникла внутрь?»

فأجاب بقوله لا يفطر بذلك كما ذكره بعضهم ، وإن بالغ لاستيفاء الغسل كما لو سبق الماء مع المبالغة لغسل نجاسة الفم وإنما أفطر بالمبالغة في المضمضة لحصول السنة بمجرد وضع الماء في الفم فالمبالغة تقصير وهنا لا يحصل مطلوبه من غسل الصماخ إلا بالمبالغة غالبا فلا تقصير .

Он ответил: «Пост не нарушается, как это упомянули некоторые учёные, даже если он тщательно будет их омывать. Этот случай подобен тому, когда вода проникла внутрь при (вынужденном) тщательном полоскании полости рта для удаления нечистоты. (А что касается нарушения поста) от проникновения воды внутрь в результате тщательного полоскания полости рта и носа, то в этом случае для осуществления сунны было бы достаточно лишь набрать воду в рот, а тщательное полоскание – это чрезмерность с его стороны. Что же касается рассматриваемого вопроса, то в большинстве случаев не представляется возможным омыть уши, не полоснув их тщательно, поэтому со стороны постящегося тут нет упущения».

Заключение:

Пост не нарушается:

Ванна

1. Если вода проникла внутрь в результате очищения тела от нечистоты (наджас).

2. Если вода проникла внутрь тела в результате действий, которые согласно Шариату являются обязательными или желательными, например:

а) при совершении омовения, в результате нетщательного трёхкратного полоскания полости рта и носа или протирания ушей;

б) в результате обязательного или желательного (пятничного или праздничного) купания.

Пост нарушается:

При попадании воды внутрь тела в результате действий, которые не являются обязательными или желательными согласно Шариату. К примеру:

– купание без причины;

– купание для охлаждения тела;

Вода

– купания для очищения тела от пота, скопившейся грязи;

– четвёртое по счёту полоскание полости рта и носа или протирание ушей при совершении омовения, так как желательным является трёхкратное совершение указанных процедур, и совершать их больше этого количества – нежелательно.

тщательное полоскание полости рта и носа или усердное протирание ушей при совершении омовения, так как во время поста нежелательно совершат эти действия тщательно.

Во время поста нежелательно купаться, погружаясь в воду (в какой-либо водоём). Так как это является нежелательным действием, то в случае если вода проникнет внутрь, пост нарушается, и не имеет значения, обязательное было купание или желательное.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com