Можно ли читать Коран за плату?

ВОПРОС: Нужно ли платить чтецу Корана, особенно если он прочитал Коран без соблюдения правил махраджа?

ОТВЕТ:

بناء على القول بجواز الاستئجار على القراءة أنّه لا يستحقّ القارئ من غير تجويد الأجرة، فإنّ قراءة القرآن من غيرتجويد قراءة على غير ما أنزل الله تعالى كما هو قضية كلام ابن الجزري وغيره .

Разрешено нанимать человека для чтения Книги Аллаха за плату, но, согласно мнению ибн Джазари и других учёных, не заслуживает платы тот, кто читает Коран не по правилам чтения, поскольку такое чтение не является чтением Священной книги.

وقد أفتى السيوطي أنّه يحلّ أخذ المال على القراءة والدّعاء بعدها قال : «وليس ذلك من باب الأجرة بل من باب الجعالة ، فإنّ القراءة لا يجوز الاستئجار عليها ؛ لأنّ منفعتها لا تعود للمستأجر لما تقرّر في مذهبنا أنّ ثواب القراءة للقارئ لا للمقروء له، وتجوز الجعالة عليها إن شرط الدعاء بعدها ، وإلا ..  فلا ، وتكون الجعالة على الدعاء لا على القراءة» ثمّ قال : «هذا مقتضى قواعد الفقه وقرّره لنا أشياخنا» . انتهى.

Имам ас-Суюти издал фетву о разрешении брать плату за чтение Корана и мольбу после его чтения. Он сказал: «Это плата классифицируется не как плата за найм (араб. уджра), а как вознаграждение (араб. джуаля).

Таким образом, не разрешается нанимать человека за плату для чтения (Корана) – польза от чтения записывается не тому, кто нанял, так как в нашем мазхабе (Шафии) установлено, что вознаграждение (араб. саваб) за чтение получает чтец, а не тот, за кого читали.

Плата за чтение Корана

Однако разрешено брать вознаграждение за чтение Корана, если был договор о совершении мольбы (о передаче вознаграждения за прочитанное тому, за кого читался Коран) после чтения. Без этого условия нельзя брать вознаграждение, и оно положено за мольбу, а не за чтение Корана». И далее он продолжил: «Этого требуют правила фикха и установления наших учителей».

وفي فتاوى ابن حجر : «والمأخوذ في مقابلة ذلك حلال ؛ لعموم خبر : إنّ أحقّ ما أخذتم عليه أجراً كتاب الله تعالى ، وما يؤخذ في مقابلة القراءة من أطيب وجوه الكسب ، وهو كالأجرة أو الجعل ، فيستحقّ إذا أتى بالعمل المشروط على وجهه». انتهى.

وأنكر بعض محقّقي الحنفية على أخذ العوض على القراءة ، وألّف في إبطال ذلك وبالغ في الانتصار له والاستدلال على تحريمه وتزييغه.

В книге «Фатава» ибн Хаджар пишет: «Плата, взятая за чтение Корана – дозволена (араб. халяль) из-за общего смысла хадиса: «Поистине, самое достойное, за что вы берёте плату – это чтение книги Всевышнего Аллаха», и то, что берут за чтение Корана – один самых чистых видов заработка, и это подобно плате (араб. уджра) или вознаграждению (араб. джуаля), и (чтец) заслуживает платы, если он выполнил то, что взял на себя, с соблюдением всех условий». 

Один из авторитетных ученых ханафитского мазхаба осудил получение платы за чтение Корана и написал в своей работе о недействительности такого договора, уделив в этом труде большое внимание доказательствам этого мнения, а также аргументации запретности и ошибочности (подобной практики)».

وبالجملة أنّ فيه اختلافا ولا يخفى على العاقل الورع .

В итоге следует отметить, что по этому вопросу существуют разные мнения, и для умного не секрет, что лучше проявить набожность (араб. вара’).

Автор: Мухаммад Мирза аль-Аймаки ад-Дагестани (ум. 1810 г.)

Перевод подготовлен отделом фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com