Можно ли приносить еду на кладбище?

С похоронными обрядами связаны множество обычаев, многие из которых являются нежелательными с точки зрения Ислама, а то и вовсе запретными. Одним из распространившихся в последнее время обычаев является принос на кладбище продуктов питания, их раздача там и употребление. Предлагаем вниманию читателей фетву по данному вопросу, которую дал известный в прошлом учёный-богослов Мухаммад Мирза аль-Аймаки ад-Дагестани.

 

Вопрос: Можно ли приносить еду на кладбище и есть её там?

Ответ:

Приносить еду на кладбищенововведение, а употреблять пищу там нежелательно.

ففي "فتاوى ابن حجر": سئل عما يذبح من النعم ويحمل إلى القبر، ويتصدّق به، فأجاب : بأن ذلك من البدع المذمومة لكن لا يحرم. انتهى.

В книге «Фатава ибн Хажар» написано, что его (ибн Хажара) спросили насчёт закалывания скота и раздачи мяса животного в качестве милостыни, принося на кладбище.  Он ответил: «Это из порицаемого нововведения, однако, это не запрещено (не харам).

Мусульманское кладбище (Muslim cementery)

وصرح جمع محققون منهم بعض متأخري الحنفية كالشيخ الإمام محمد البركوي بأن الأكل فيها من المكروهات.

Группа учёных (шафитского мазхаба), в числе которых и такой поздний учёный ханафитского мазхаба, как шейх аль-имам Мухаммад аль-Баркави, ясно выразились: «Воистину употреблять пищу на кладбище является нежелательным деянием».

وفي "تنبيه" أبي الليث السّمرقندي  ما نصّه : "وروي عن الحسن أنه رأى رجلا يأكل في المقابر فقال : هذا منافق ، الموتى بين عينيه وهو يشتهي الطعام" انتهى.

В книге «Танбих» Абу Ал-Лайса ас-Самарканди есть такой текст: «Передаётся от Хасана внука Пророка , который, увидев мужчину, употреблявшего еду на кладбище, сказал: «Это лицемер: мёртвые перед ним, а он принимает (желает) еду».

Из книги «Фатава аль-Аймаки» Мухаммада Мирзы аль-Аймаки ад-Дагестани (---- /1810 г)

Отдел фетв Муфтята РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru