Можно ли совершать суннат-намазы, если есть пропущенные молитвы?

Вопрос: У меня имеются множество пропущенных обязательных намазов. Я их возмещаю по мере возможности, а также я совершаю суннат-намазы – ратибаты. Недавно узнал, что поступаю неправильно. Правда ли, что тому, у кого есть пропущенные намазы, нельзя совершать суннат-намазы?

Ответ:

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه "تحفة المحتاج": (ويبادر بالفائت) الذي عليه وجوبا إن فات بغير عذر.

В своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хажар аль-Хайтами отмечает:

«Обязательно в срочном порядке возмещать намазы, пропущенные без уважительной причины (по лени и т.д.)».

(ويسن ترتيبه وتقديمه) إن فات بعذر (على الحاضرة التي لا يخاف فوتها) وإن خشي فوت جماعتها على المعتمد.

«... Желательно (суннат) соблюдать последовательность в возмещаемых намазах, пропущенных по уважительной причине (например, из-за сна, по забывчивости и т.д., а также в намазах, пропущенных без уважительной причины, т.е. сначала возместить, например, утренний намаз, а потом обеденный и т.д.).

Совершает намаз

Также желательно при возмещении намазов, пропущенных по уважительной причине, совершать их раньше своевременных, если нет боязни пропустить время своевременной молитвы. Такое опережение желательно, даже если есть риск этим опережением пропустить своевременный коллективный намаз».

ويجب تقديم ما فات بغير عذر على ما فات بعذر ... ومن ثم وجب تقديمه على الحاضرة إن اتسع وقتها ، بل لا يجوز كما هو ظاهر لمن عليه فائتة بغيرعذر أن يصرف زمنا لغير قضائها كالتطوع. (ج ١ /ص ٤٤٠)

«Обязательным является сначала возмещать намазы, пропущенные без уважительной причины, а потом пропущенные по уважительной причине... Также обязательно при возмещении намазов, пропущенных без уважительной причины, опережать ими своевременный намаз в том случае, если остаётся время для совершения полноценной своевременной молитвы. Тому, кто должен возместить намазы, пропущенные без уважительной причины, не разрешается тратить своё свободное время ни на что, кроме как на возмещение этих намазов. Не разрешается тратить время даже на желательные действия»

(См. «Тухфат аль-Мухтаж», том 1, стр. 440).

Заключение:

Земной поклон

1. Человек должен тратить все своё свободное время на возмещение обязательных намазов, пропущенных по неуважительной причине. Исключением является время на необходимые вещи, например, на сон, необходимый заработок для себя и для тех, кого мы должны обеспечивать.

2. Не возместив такие намазы, не разрешается совершать любые желательные богослужения, даже суннат-намазы, в том числе и ратибаты, т.е. вместо этих суннат-намазов нужно возмещать обязательные намазы, пропущенные без уважительной причины.

3. Если же обязательные намазы были пропущены по уважительной причине, например, из-за сна, по забывчивости и т.д., то их не обязательно возмещать в срочном порядке, а желательно, и, следовательно, совершать желательное богослужение, в том числе и суннат-намазы и тратить свободное время на что-то иное, также разрешается.

Примечание: ратибаты — это желательные (сунна) намазы, совершаемые до или после пяти обязательных намазов.

Отдел фетв Муфтията РД

Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Фото: shutterstock.com