Почему после имени сподвижника Али говорят «каррамаллаhу ваджhаhу»?

Почему только при упоминании нашего господина Али, да будет доволен им Аллах, говорят «каррамаллаhу ваджhу» (да осветит Аллах его лик), в отличие от остальных сподвижников?

Ответ: Хвала Аллаху ﷻ, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммадуего семейству и всем сподвижникам. Далее:

Во-первых, Всевышний Аллах в Коране говорит:

{وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ المُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَداً ذَلِكَ الْفَوْزُ الْعَظِيم}. ويقول تعالى: {لَقَدْ رَضِيَ اللهُ عَنِ المُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ}

«Аллах доволен теми, кто первыми принял Ислам – сподвижниками – и они довольны наградой от Него. Господь уготовил для них райские сады, в которых будут течь реки. Они будут блаженствовать в них вечно. И это великое счастье» (смысл 100 аята суры «Ат-Тавба»).

Тафсир Ибну Касир

Во-вторых, Ибну Касир в комментарии к Корану во время разъяснения слов Всевышнего: «Воистину Аллах и Его ангелы благословляют Пророка ﷺ. О те, которые уверовали, и вы благословляйте и приветствуйте его», отмечает: «Довольно многие писари, во время копирования книг, выделяют сподвижника Али, да будет доволен им Аллах, говоря (и/или записывая) «мир ему» («аляhи-с-салям») или же «да осветит Аллах его лик» («каррамаллаhу ваджhаhу»). Да, смысл этих слов верный, тем не менее, следует быть равным в отношении всех сподвижников Посланника Божьего ﷺ, ведь эти слова для возвеличивания и почтения. А раз так, то оба шейха (Абу Бакр и Умар, - Переводчик) и повелитель правоверных Усман бин Аффан больше заслуживают подобные эпитеты, да будет доволен ими всеми Аллах

يقول ابن كثير في تفسيره عند قول الله تعالى: {إِنَّ اللهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا صَلُّوا عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْلِيماً}: وَقَد غَلَبَ هذا في عِبارةِ كثيرٍ من النُّساخِ لِلكُتُبِ، أن يَفرِدَ عليَّاً رَضِيَ اللهُ عَنهُ، بِأَن يُقالَ: عليهِ السَّلامُ من دونِ سائِرِ الصَّحابَةِ، أو: كَرَّمَ اللهُ وَجهَهُ, وهذا وإِن كَانَ مَعنَاهُ صَحِيحَاً، لَكن يَنبَغِي أَن يُسَاوى بينَ الصحابَةِ في ذلك؛ فإنَّ هَذا مِن بَابِ التَّعظِيمِ والتَّكرِيمِ، فَالشَّيخَانِ وأَميرُ المؤمنينَ عثمانُ بن عفانٍ أَولَى بِذلِكَ مِنهُ، رضيَ اللهُ عنهم أجمعينَ.

Заключение:

Сподвижник Али

Нет никакого запрета в произнесении слов «каррамаллаhу ваджhаhу» при упоминании нашего господина Али, да будет доволен им Аллах. Однако, не следует ограничиваться этим эпитетом только по отношению к Али, поскольку Господь осветил лики ВСЕХ сподвижников, дав узреть Своего Любимца – нашего господина Мухаммада ﷺ.

И нет ничего достоверного в подтверждение того, что так стали говорить в отношении Али, да будет доволен им Аллах, потому что он никогда не поклонялся идолу или же не смотрел на свои срамные места (аврат).

Будет лучше ограничиваться словами «да будет доволен им Аллах», поскольку в этом есть соответствие священному Корану. А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru