Грешно ли торговать парфюмерией?

Я планирую открыть магазин косметики и парфюмерии. Можно ли мне продавать духи? Женщинам нельзя душиться перед выходом на улицу – я это знаю. Однако умащаться благовониями для мужей дозволено и даже желательно, поэтому должна быть возможность их где-то приобретать. Так как я не могу у каждой покупательницы спрашивать, перед выходом на улицу она будет душиться или только дома для мужа, возникает вопрос: грешно ли продавать духи?

Ответ:

Во-первых:

Ибну Хаджар Аль-Хайтамий, перечисляя в книге «Аль-Заважир ан иктирафи аль-кабаир» большие грехи, отмечает: «Двести семьдесят девятый из больших грехов – это выход женщины из дома, надушившись и приукрасившись, даже если на это есть разрешение мужа».

 اﻟﻜﺒﻴﺮﺓ اﻟﺘﺎﺳﻌﺔ ﻭاﻟﺴﺒﻌﻮﻥ ﺑﻌﺪ اﻟﻤﺎﺋﺘﻴﻦ ﺧﺮﻭﺝ اﻟﻤﺮﺃﺓ ﻣﻦ ﺑﻴﺘﻬﺎ ﻣﺘﻌﻄﺮﺓ ﻣﺘﺰﻳﻨﺔ ﻭﻟﻮ ﺑﺈﺫﻥ اﻟﺰﻭﺝ

парфюмерияОднако, согласно правилам шафиитского мазхаба, это надо отнести к тому случаю, когда неизбежен соблазн искушения мужчин от внешнего вида и благовоний женщины. А если же есть только вероятность соблазна, но она достаточно велика, тогда продажа благовоний относится к малым грехам. В том же случае, когда вероятность соблазна небольшая, продажа духов нежелательна (карахат).

ﺗﻨﺒﻴﻪ: ﻋﺪ ﻫﺬا ﻫﻮ ﺻﺮﻳﺢ ﻫﺬﻩ اﻷﺣﺎﺩﻳﺚ، ﻭﻳﻨﺒﻐﻲ ﺣﻤﻠﻪ ﻟﻴﻮاﻓﻖ ﻗﻮاﻋﺪﻧﺎ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﺇﺫا ﺗﺤﻘﻘﺖ اﻟﻔﺘﻨﺔ، ﺃﻣﺎ ﻣﻊ ﻣﺠﺮﺩ ﺧﺸﻴﺘﻬﺎ ﻓﻬﻮ ﻣﻜﺮﻭﻩ ﺃﻭ ﻣﻊ ﻇﻨﻬﺎ ﻓﻬﻮ ﺣﺮاﻡ ﻏﻴﺮ ﻛﺒﻴﺮﺓ ﻛﻤﺎ ﻫﻮ ﻇﺎﻫﺮ.

Во вторых:

Ибну Хаджар аль-Хайтамий в книге «Тухфат уль-Мухтаж» пишет следующее: «К запретным видам деятельности относится продажа фиников, винограда и т. п. такому покупателю, который, по мнению продавца, производит из них спиртное».

من المنهي عنه ... (ﻭﺑﻴﻊ) ﻧﺤﻮ (اﻟﺮﻃﺐ ﻭاﻟﻌﻨﺐ ﻟﻌﺎﺻﺮ اﻟﺨﻤﺮ) ﺃﻱ ﻟﻤﻦ ﻳﻈﻦ ﻣﻨﻪ ﻋﺼﺮﻩ ﺧﻤﺮا ﺃﻭ ﻣﺴﻜﺮا،

парфюмерия

Доводом этому служить хадис, где Пророк проклял десять категорий людей, которые имеют непосредственное отношение к производству, реализации и употреблению спиртного. Этот хадис недвусмысленно указывает на запретность участия и оказания помощи в любом запретном деле.

ﻭﺩﻟﻴﻞ ﺫﻟﻚ «ﻟﻌﻨﻪ ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ ﻓﻲ اﻟﺨﻤﺮ ﻋﺸﺮﺓ ﻋﺎﺻﺮﻫﺎ ﻭﻣﻌﺘﺼﺮﻫﺎ» اﻟﺤﺪﻳﺚ اﻟﺪاﻝ ﻋﻠﻰ ﺣﺮﻣﺔ ﻛﻞ ﺗﺴﺒﺐ ﻓﻲ ﻣﻌﺼﻴﺔ ﻭﺇﻋﺎﻧﺔ ﻋﻠﻴﻬﺎ،

Утверждение же о том, что якобы большинство учёных склоняются к дозволенности подобного вида деятельности, вместе с тем, что она является нежелательной (карахат), относится к тому случаю, когда продавец не знает, что покупатель товара производит из него спиртное, но находится в сомнениях на счёт его действий, т.е. с вероятностью в 50% предполагает, что, возможно, спиртное производится.

ﻭﺯﻋﻢ ﺃﻥ اﻷﻛﺜﺮﻳﻦ ﻫﻨﺎ ﻋﻠﻰ اﻟﺤﻞ ﺃﻱ ﻣﻊ اﻟﻜﺮاﻫﺔ ﻳﺘﻌﻴﻦ ﺣﻤﻠﻪ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﺇﺫا ﺷﻚ ﻓﻲ ﻋﺼﺮﻩ ﻟﻪ،

Такое же решение применимо ко всем другим видам деятельности, связанных с запретным, к примеру, с производством и продажей наркотических веществ.

ﻭﻣﺜﻞ ﺫﻟﻚ ﻛﻞ ﺗﺼﺮﻑ ﻳﻔﻀﻲ ﻟﻤﻌﺼﻴﺔ ﻛﺒﻴﻊ ﻣﺨﺪﺭ ﻟﻤﻦ ﻳﻈﻦ ﺃﻛﻠﻪ اﻟﻤﺤﺮﻡ ﻟﻪ اه.

Вывод:

парфюмерия

Из вышесказанного следует, что по вашему вопросу не может быть однозначного запрета, также как не может быть однозначного дозволения. Это зависит от конкретной ситуации.

Например, если вы убеждены или с большой вероятностью предполагаете, что женщина будет использовать благовония для того, чтобы обратить на себя внимание посторонних мужчин, тогда вам запрещено их ей продавать. Если же вы просто допускаете такую возможность с небольшой долей вероятности, то в этом случае продавать ей благовония нежелательно, т.е. это карахат.

В остальных случаях продавать благовония разрешено. К примеру, если вы точно знаете, что она будет душиться ими, находясь в стенах своего дома, с целью понравиться мужу, тогда продавать ей благовония желательно.

Отдел Фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!