Имеет ли отец право выдавать замуж дочь без её согласия?

Вопрос: Имеет ли право отец выдавать замуж дочь против её воли? Если нет, считается ли действительным такой брак? И в каких случаях отец имеет право поступить подобным образом?

Ответ: Авторитетный учёный шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет об этом следующее:

«Одним из условий, которому должен соответствовать опекун, имеющий право выдать замуж свою подопечную, является соблюдение им предписаний Шариата. Аргументом этому служит достоверный хадис:

«Брак недействителен без благоразумного опекуна», то есть опекуна, находящегося в здравом уме и соблюдающего предписания Шариата.

Если же он не соблюдает предписаний Шариата, то не имеет права выдавать замуж свою подопечную. И это право переходит к следующему (по установленной Шариатом очереди) родственнику».

عبارة تحفة المحتاج:

(ﻭﻻ ﻭﻻﻳﺔ ﻟﻔﺎﺳﻖ) ﻟﻠﺤﺪﻳﺚ اﻟﺼﺤﻴﺢ " ﻧﻜﺎﺡ ﺇﻻ ﺑﻮﻟﻲ ﻣﺮﺷﺪ" ﺃﻱ ﻋﺪﻝ ﻋﺎﻗﻞ ﻓﻴﺰﻭﺝ اﻷﺑﻌﺪ اه.

عبارة حاشية الشرواني:

(ﻗﻮﻝ اﻟﻤﺘﻦ: ﻟﻔﺎﺳﻖ) ﻣﺠﺒﺮا ﻛﺎﻥ ﺃﻭ ﻻ، ﻓﺴﻖ ﺑﺸﺮﺏ اﻟﺨﻤﺮ ﺃﻭ ﻻ، ﺃﻋﻠﻦ ﺑﻔﺴﻘﻪ ﺃﻭ ﻻ؟ ﻧﻬﺎﻳﺔ ﻭﻣﻐﻨﻲ اه.

Имеет ли отец право выдавать замуж дочь без её согласия?

Отец имеет право выдать свою дочь девственницу без её согласия. Также дедушка со стороны отца имеет такое право. Доводом к этому является хадис, переданный аль-Дарукутни:

«У вдовы (недевственницы, вне зависимости от того, лишилась она девственности в браке или вследствие прелюбодеяния) больше прав на себя (в вопросе замужества). А девственницу выдаёт замуж её отец (даже если она не согласна)».

(ﻭﻟﻷﺏ ﺗﺰﻭﻳﺞ اﻟﺒﻜﺮ ﺻﻐﻴﺮﺓ ﻭﻛﺒﻴﺮﺓ) ﻏﺎﻓﻠﺔ ﻭﻣﺠﻨﻮﻧﺔ (ﺑﻐﻴﺮ ﺇﺫﻧﻬﺎ) ﻟﺨﺒﺮ اﻟﺪاﺭﻗﻄﻨﻲ «اﻟﺜﻴﺐ ﺃﺣﻖ ﺑﻨﻔﺴﻬﺎ ﻣﻦ ﻭﻟﻴﻬﺎ ﻭاﻟﺒﻜﺮ ﻳﺰﻭﺟﻬﺎ ﺃﺑﻮﻫﺎ» ﻭﺃﺟﻤﻌﻮا ﻋﻠﻴﻪ ﻓﻲ اﻟﺼﻐﻴﺮﺓ اه.

(ﻭاﻟﺠﺪ) ﺃﺑﻮ اﻷﺏ، ﻭﺇﻥ ﻋﻼ (ﻛﺎﻷﺏ ﻋﻨﺪ ﻋﺪﻣﻪ) ، ﺃﻭ ﻋﺪﻡ ﺃﻫﻠﻴﺘﻪ؛ ﻷﻥ ﻟﻪ ﻭﻻﺩﺓ ﻭﻋﺼﻮﺑﺔ ﻛﺎﻷﺏ ﺑﻞ ﺃﻭﻟﻰ اه.

Однако подобным правом отец или дедушка могут воспользоваться при выполнении следующих условий:

а) равенство и соответствие жениха (предполагаемого мужа) статусу невесты (будущей жены);

б) его состоятельность, способность выплатить соответствующий махар;

в) отсутствие какой-либо вражды между будущими супругами;

г) отсутствие очевидной вражды между отцом и дочерью, о которой осведомлены жители квартала, в котором он проживает.

ﻭﻳﺸﺘﺮﻁ ﻟﺼﺤﺔ ﺫﻟﻚ ﻛﻔﺎءﺓ اﻟﺰﻭﺝ ﻭﻳﺴﺎﺭﻩ ﺑﻤﻬﺮ اﻟﻤﺜﻞ ﻋﻠﻰ اﻟﻤﻌﺘﻤﺪ ﻭﻋﺪﻡ ﻋﺪاﻭﺓ ﺑﻴﻨﻬﺎ ﻭﺑﻴﻨﻪ ﻭﻋﺪﻡ ﻋﺪاﻭﺓ ﻇﺎﻫﺮﺓ ﺃﻱ ﺑﺤﻴﺚ ﺗﺨﻔﻰ ﻋﻠﻰ ﺃﻫﻞ ﻣﺤﻠﺘﻬﺎ ﺑﻴﻨﻬﺎ ﻭﺑﻴﻦ اﻷﺏ اه.

Жених и невеста

Что касается требований, определяющих соответствие предполагаемого мужа будущей жене, то их пять.

ﻭﺧﺼﺎﻝ اﻟﻜﻔﺎءﺓ: (ﺃﻱ اﻟﺼﻔﺎﺕ اﻟﻤﻌﺘﺒﺮﺓ ﻓﻴﻬﺎ ﻟﻴﻌﺘﺒﺮ ﻣﺜﻠﻬﺎ ﻓﻲ اﻟﺰﻭﺝ ﺧﻤﺲ)

1. Отсутствие у него недостатков и недугов, которые дают право (будущей супруге) расторгнуть брак.

Таковыми являются невменяемость, элефантиазиформная проказа, обычная проказа, отсутствие полового органа и импотенция.

ﺃﺣﺪﻫﺎ (ﺳﻼﻣﺔ) ﻟﻠﺰﻭﺝ ﻭﻛﺬا ﻵﺑﺎﺋﻪ (ﻣﻦ اﻟﻌﻴﻮﺏ اﻟﻤﺜﺒﺘﺔ ﻟﻠﺨﻴﺎﺭ) ﻓﻤﻦ ﺑﻪ ﺟﻨﻮﻥ ﺃﻭ ﺟﺬاﻡ ﺃﻭ ﺑﺮﺹ ﻳﻜﺎﻓﺊ ﻭﻟﻮ ﻣﻦ ﺑﻬﺎ ﺫﻟﻚ ﻭﺇﻥ اﺗﺤﺪ اﻟﻨﻮﻉ ﻭﻛﺎﻥ ﻣﺎ ﺑﻬﺎ ﺃﻗﺒﺢ ﻷﻥ اﻹﻧﺴﺎﻥ ﻳﻌﺎﻑ ﻣﻦ ﻏﻴﺮﻩ ﻣﺎ ﻳﻌﺎﻓﻪ ﻣﻦ ﻧﻔﺴﻪ ﺃﻭ ﺟﺐ ﺃﻭ ﻋﻨﺔ ﻳﻜﺎﻓﺊ ﻭﻟﻮ ﺭﺗﻘﺎء ﺃﻭ ﻗﺮﻧﺎء اه.

2. Его свобода от рабства.

Хотя в книгах приводится это условие, оно неактуально в наши дни.

() ﺛﺎﻧﻴﻬﺎ (ﺣﺮﻳﺔ ﻓﺎﻟﺮﻗﻴﻖ) ﺃﻱ ﻣﻦ ﺑﻪ ﺭﻕ ﻭﺇﻥ ﻗﻞ (ﻟﻴﺲ ﻛﻔﺆا ﻟﺤﺮﺓ) اه.

3. Его происхождение и род;

Во всём этом учитывается родство только по отцовской линии жениха. Например, новообращённый не является ровней девушке, у которой родители были мусульманами. Также тот, в чьём роду нет праведных и учёных предков, неровня той, чей род известен таковыми.

() ﺛﺎﻟﺜﻬﺎ (ﻧﺴﺐ) ﻭاﻟﻌﺒﺮﺓ ﻓﻴﻪ ﺑﺎﻵﺑﺎء اه.

Жених и невеста в Исламе

4. Воздержание от грехов.

Человек, вносящий нововведения в религию или же следующий им, а также нечестивец, который не соблюдает предписания Шариата, неровня набожной и соблюдающей предписания религии женщине. Также человек, не являющийся представителем Ахлю Сунны, последователь нововведений, не ровня представительнице Ахлю Сунны.

() ﺭاﺑﻌﻬﺎ (ﻋﻔﺔ) ﻋﻦ اﻟﻔﺴﻖ ﻓﻴﻪ ﻭﻓﻲ ﺁﺑﺎﺋﻪ (ﻓﻠﻴﺲ ﻓﺎﺳﻖ) ﻭﻟﻮ ﺫﻣﻴﺎ ﻓﺎﺳﻘﺎ ﻓﻲ ﺩﻳﻨﻪ ﺃﻱ ﻋﻠﻰ ﻣﺎ ﻣﺮ ﻓﻴﻪ ﺃﻭ ﻣﺒﺘﺪﻉ ﻭﻻ اﺑﻦ ﺃﺣﺪﻫﻤﺎ ﻭﺇﻥ ﺳﻔﻞ (ﻛﻔﺆ ﻋﻔﻴﻔﺔ) ﺃﻭ ﺳﻨﻴﺔ ﻭﻻ ﻣﺤﺠﻮﺭ ﻋﻠﻴﻪ ﻛﻔﺆ ﺭﺷﻴﺪﺓ اه.

5. Ремесло, посредством которого будущий муж или его предки зарабатывают или же зарабатывали себе на пропитание.

Например, дворник не является ровней швее.

)) ﺧﺎﻣﺴﻬﺎ (ﺣﺮﻓﺔ) ﻓﻴﻪ ﺃﻭ ﻓﻲ ﺃﺣﺪ ﻣﻦ ﺁﺑﺎﺋﻪ ﻭﻫﻲ ﻣﺎ ﻳﺘﺤﺮﻑ ﺑﻪ ﻟﻄﻠﺐ اﻟﺮﺯﻕ ﻣﻦ اﻟﺼﻨﺎﺋﻊ ﻭﻏﻴﺮﻫﺎ (ﻟﻴﺲ) ﻫﻮ ﺃﻭ اﺑﻨﻪ ﻭﺇﻥ ﺳﻔﻞ (ﻛﻔﺆ ﺃﺭﻓﻊ ﻣﻨﻪ) اه.

Отдел Фетв Муфтията РД