Почему омывают тело покойного?

Вопрос: В чём мудрость омывания покойного, если человек чистый сам по себе и тело его чистое?

Ответ: Хвала Аллаху ﷻ, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммадуего семейству и всем сподвижникам. Далее:

Во-первых, мусульманину следует знать с твёрдым убеждением, что Всевышний не установил положения Шариата для Своих рабов кроме как с определённой мудростью и предписывает им то, в чём есть благо и польза для них самих же. Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны Аллаху за его блага» (сура «аль-Маида», аят 6).

مَا يُرِيدُ اللهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَـكِن يُرِيدُ لِيُطَهَّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُون

Всевышний также в Коране сказал (смысл): «Аллах разъясняет вам положения вашей религии и то, в чём есть для вас благо, повести вас путями ваших предшественников и принять ваши покаяния, ведь Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Ан-Ниса», аят 26)

يُرِيدُ اللهُ لِيُبَيِّنَ لَكُمْ وَيَهْدِيَكُمْ سُنَنَ الَّذِينَ مِن قَبْلِكُمْ وَيَتُوبَ عَلَيْكُمْ واللهُ عَلِيمٌ حَكِيم

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Аль-Ахзаб», аят 36).

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللهُ وَرَسُولُهُ أَمْراً أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلاَلاً مُّبِيناً

Омывание покойного

Порой Всевышний Аллах даёт знать Своим созданиям о мудрости того, что Он предписал, а порой скрывает её. Однако мусульманин обязан поручить дело Всевышнему Аллаху и Его мудрости и подчиниться Его велению: знает он мудрости этого или нет. Нет греха, если человек, исполняя положения Шариата, руководствуется и их мудростью. Однако беда и грех, когда человек отказывается от выполнения предписаний религии лишь по причине незнания их мудрости.

Во-вторых, омывать покойного – коллективная обязанность, как об этом сообщается в благородном хадисе, который привёл имам аль-Бухари от Ибну Аббаса (да будет доволен ими Аллах), что Пророк сказал: «Омойте его водой и лотосом и заверните его в два слоя ткани».

اغْسِلُوهُ بِمَاءٍ وَسِدْرٍ, وَكَفِّنُوهُ فِي ثَوْبَيْنِ

Это обязанность живых перед покойным, а не обязанность покойного. С его уходом из этого мира с него снялись и все предписания, и не остаётся на нём никакого обязательного предписания.

Заключение:

Омывание усопшего – обязанность живых, это веление тааббудий (вид предписания, который исполняется лишь потому, что это велено, хоть и неизвестна причина/мудрость. – Переводчик). Знает мусульманин мудрость или нет – эту обязанность нужно выполнять. В этом также есть возвеличивание покойного. Если на теле усопшего будет грязь, то посредством купания её смоют и очистят от неё тело, а если его тело было чистым, то это будет ему подобно омовению. А Аллах знает лучше.

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Специально для «Ислам.Ру» перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Рекомендуем к прочтению:

Подготовка мусульманина в последний путь…

Приход смерти и обряды, совершаемые над покойным

Порядок и этика заворачивания покойного в саван

О дозволенности чтения Корана за покойных

Обряды погребения