Защити себя от пустословия!

Речь. Она может быть прекрасной и… пустой. И зависит это от нашего к ней отношения. Наша жизнь не обходится без слов, они наши спутники везде и во всём. И от них может зависеть порочность и благонравие человека.

 

Речь – это бесценный дар Создателя , давшего нам возможность высказываться во благо. Человек всегда должен анализировать и контролировать свою речь, дабы не вызвать Божьего гнева.

За каждое высказанное слово нам непременно придётся держать ответ, но, к сожалению, многие из нас не контролируют свою речь и необдуманно бросают слова на ветер. По поводу этого Всевышний Аллах сказал (смысл): «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (сура «Аль-Исра», аят 36).

Бесполезная речь влечёт за собой много вреда в этом мире, наносит урон духовности и не позволяет человеку раскрыть суть познания Аллаха (марифат). Такой человек будет далёк от познания Творца , лишится взора Божьей милости. А тот, кто лишился её, гибнет духовно.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводит хадис от Посланника Аллаха : «Красотой Ислама является отречение человека от бесполезного, ненужного дела (того, что его не касается), будь это дела или слова» (имам аль-Бухари). То есть и от бесполезной речи. Наши праведные предшественники всегда старались избегать пустословия и вели только благую речь.

Речь – это бесценный дар Создателя

Порой мы болтаем целый день, не обращая внимания, говорим ли благое или порицаемое. В результате человека может постигнуть чёрствость сердца, лишение удела, слабость в теле, уменьшение разума и множество других бед.

Малик ибн Динар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда ты заметишь чёрствость в сердце, слабость в теле, лишение себя удела, то знай, что ты порой вёл бесполезную речь».

В Судный день из-за бесполезной речи человек может затянуть свой отчёт; страх, печаль и переживания, которые будут присутствовать в этот День, усилятся. Имам Аль-Макки пишет, что за каждое бесполезное слово в Судный день раба задерживают в пяти местах, из-за этого у него затянутся отчёт, состояние страха и печали. У него будет спрошено: «Зачем ты сказал такое-то слово, разве оно оказалось полезным для тебя? Принесло ли оно тебе пользу после того, как ты его высказал? Принесло бы оно тебе зло, если бы ты его не высказал? Если бы ты промолчал, разве не получил бы благо после? Если бы сказал «субханаллаh», «ля иляhа илла ллаh», «ва-ллаhу акбар», то приобрёл бы ты награду?»

Молчание - золото

В книге «Ат-Тамхид» приводится, что Абу Убайда передаёт от Хасана бин Али (да будет доволен ими Аллах) такие слова: «Признаком отказа Всевышнего от своего раба является то, что Он направляет его на бесполезное занятие».

Если есть такое дело, то мы должны стараться избавиться от него, и упаси нас от того, чтобы Создатель отказался от нас.

В книге «Ихъя улуму ддин» имам аль-Газали учит нас, как оставить и избавиться от бесполезной речи. Он пишет: «Человек сможет оставить бесполезную речь, если будет всегда знать и помнить, что смерть может придти к нему в любую минуту. А также то, что ему придётся отвечать перед Богом за каждое сказанное слово. И что его вздохи – это основа его имущества; что его язык – это как сеть, посредством которой он может охотиться на райских гурий. И, не соблюдая это, не придавая этому значения, несомненно, понесёт явный убыток».

Эти слова должны послужить нам девизом, и мы должны стараться как можно лучше соблюдать их, чтобы не остаться в убытке. Так давайте же будем говорить о нужном и полезном и воплощать это в жизнь.

За каждое высказанное слово нам непременно придётся держать ответ

О Аллах , направь нас на полезное занятие, чтобы оно приближало к Тебе! И избавь нас от бесполезной речи, чтобы она не отдаляла нас от Тебя! Амин.

Шамиль Магомедов