Помогать людям или помочь себе

Оказывая помощь нуждающимся, мы на самом деле помогаем себе. Так как мы более нуждаемся в том, чтобы отдать милостыню тому, кому она действительно необходима. Нуждаемся в том, чтобы ее приняли. Так что не мы с вами, дающие милостыню бедному человеку, делаем одолжение ему, а скорее, он делает одолжение нам, принимая от нас подаяние. Здесь, конечно же, речь идёт об истинно нуждающихся людях, которые не имеют возможности заработать сами. Зачастую такие люди не просят подаяния, и их приходится искать, чтобы оказать им помощь.

То, что мы отдаем как милостыню – не наше имущество, это доля бедного, которую нам нужно вернуть хозяину. Если же мы ее не вернем, в частности это касается обязательного закята, то мы, получается, присваиваем имущество нуждающихся и… едим запретное (харам). Следовательно, помогая другим, мы помогаем себе.

Милостыня, которую мы даем из своего дохода, как бы бережет нас от несчастий, болезней и нищеты. Подаяние, сделанное ради Аллаха , и если его сделать скрыто от людей, так, чтобы об этом знали жертвующий и Всевышний, особенно дорого. И какую награду за это получит человек, знает лишь Всевышний. Только не омрачайте подаяния довольством собой и тем, что вы делаете. Не оценивайте себя высоко за это. Всё оценит Аллах , не сомневайтесь, в зависимости от искренности вашего намерения.

Милостыня (зякат)

Еще до того, как на Пророка была возложена миссия пророчества, он всегда помогал бедным и по мере возможности старался облегчить их участь. В большинстве своем мусульмане в то время были бедными, однако, невзирая на это, они никогда не проходили мимо чужой беды. А те, кто жил в достатке, всегда помогали нуждающимся.

Особого упоминания стоит история переселения мусульман из Мекки в Медину. Когда они (переселенцы) прибыли в Медину, Пророк первым делом связал переселенцев (мухаджиров) и местных жителей (ансаров) узами братства. Благодаря этому состоятельные мединцы, выказав благородство и щедрость души, материально и духовно помогли мухаджирам – переселенцам. Пророк Мухаммад всегда поощрял мусульман выплачивать закят (налог, выплачиваемый раз в год в пользу нуждающихся) и подавать милостыню. В праздничные дни он предписал выплачивать фитр (милостыня, которую подают в месяц Рамадан). Кроме этого, помощь бедным и выплаты им пособий из государственной казны было еще одним предписанием Ислама. Известно множество высказываний Пророка , касающихся оказания помощи бедным. При этом одним из необходимых условий подаяния является деликатность, стремление не задеть чувство личного достоинства.

Милостыня (зякат)

«Материальные вещи этого мира воистину притягательны. Как хорошо, когда ими обладает мусульманин! Самое главное, чтобы он помогал средствами бедным, сиротам, путникам!» (имам Муслим).

«Мусульманин, который спешит на помощь вдовам и бедным, подобен муджахиду, сражающемуся на пути Аллаха , или праведнику, день и ночь совершающему поклонение и соблюдающему пост!» (имам аль-Бухари).

При необходимости Пророк сразу спешил на помощь нуждающимся, отдавая им самое ценное и дорогое, стремясь удовлетворить их нужды. Вследствие этого он часто целыми днями голодал.

«Дающая рука лучше, чем берущая!» (имам Муслим).

«Нехорошее то застолье, куда пригласили только богатых и обошли вниманием бедных!» (имам Муслим).

Милостыня (зякат)

Одновременно с оказанием помощи нуждающимся Посланник Аллаха поощрял мусульман давать взаймы всем, кто бы ни попросил. При этом он подчеркивал, что если должники по каким-то причинам не могут выплатить долг, то по возможности надо простить им.

Как сообщает Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), как-то Пророк рассказал такую историю: «В давние времена жил на свете некий человек, который постоянно давал людям взаймы. При этом он говорил своему слуге: "Спиши долги тем, кто испытывал крайнюю нужду. Возможно, за это Аллах простит нам наши прегрешения". Так и случилось. Этот человек однажды скончался, и его душа предстала перед Всевышним Аллахом. За его благие деяния Господь простил ему его грехи» (имам аль-Бухари).

Всевышний помогает и решает проблемы своего раба до тех пор, пока этот раб помогает людям в решении их проблем.