Тайна личной жизни

Прекрати слежку, не будь папарацци

Тайна личной жизни – одно из прав каждого человека. Это право закреплено за всеми и прежде всего за нашей религией. К большому сожалению, одним из самых негативных и при этом получивших широкое распространение в наши дни является грех нарушения этого права, а именно слежка за личной жизнью людей.

В некоторых слоях общества и культурах это преступление (именно так, по-другому это на назовёшь) так распространено, что, скорее, считается нормой. Нарушением этого права является не только, когда, как папарацци, проникаешь в чей-то дом и снимаешь на камеру, но и, казалось бы, безобидный взор в чужие окна, в щель на заборе или воротах, взлом и просмотр чужих страниц в соц.сетях и СМС, пусть даже своего супруга, и т. д.

О запретности слежки говорится не только в изречениях Посланника Аллаха , но и в самом Коране, а именно в 12-ом аяте суры «Аль-Худжурат» (смысл): «О те, которые уверовали, остерегайтесь догадок, поскольку некоторые из них греховны, и не шпионьте... » (сура «Аль-Худжурат», аят 12).

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اجْتَنِبُوا كَثِيرًا مِنَ الظَّنِّ إِنَّ بَعْضَ الظَّنِّ إِثْمٌ وَلَا تَجَسَّسُوا

Ат-Табари, комментируя этот аят, сказал, что его смысл в том, чтобы никто не выслеживал недостатки других и не пытался разузнать чужие тайны.

Не шпионьте!

Ибну Касир в своём тафсире к этому аяту Корана пишет: «и не шпионьте», одни из вас за другими. Слово «таджассус» (слежка) в большинстве своём используется, когда это делается во зло, от этого корня образовано и слово «джасус» (шпион). А другое слово «тахассус», как правило, употребляется в благом, подтверждением тому является другой аят, в котором Аллах , рассказывая о Пророке Якубе (мир ему) говорит, что тот обратился к своим детям: «Сыновья мои, идите и разведайте вести о Юсуфе (мир ему) и его брате и не теряйте надежды на милость Аллаха... » (смысл 87 аята суры «Юсуф»). В иных случаях каждый из этих терминов применяется и в плохом, как, например, в изречении Посланника Аллаха : «Не шпионьте друг за другом и не разузнавайте о недостатках других, не гневайтесь друг на друга и не отворачивайтесь друг от друга, будьте братьями, рабы Аллаха».

قال ابن كثير في تفسير الآية : " وَلَا تَجَسَّسُوا " أَيْ عَلَى بَعْضكُمْ بَعْضًا وَالتَّجَسُّس غَالِبًا يُطْلَق فِي الشَّرّ ، وَمِنْهُ الْجَاسُوس ، وَأَمَّا التَّحَسُّس فَيَكُون غَالِبًا فِي الْخَيْر كَمَا قَالَ عَزَّ وَجَلَّ إِخْبَارًا عَنْ يَعْقُوب أَنَّهُ قَالَ " يَا بَنِيَّ اِذْهَبُوا فَتَحَسَّسُوا مِنْ يُوسُف وَأَخِيهِ وَلَا تَيْأَسُوا مِنْ رَوْح اللَّه وَقَدْ يُسْتَعْمَل كُلّ مِنْهُمَا فِي الشَّرّ كَمَا ثَبَتَ فِي الصَّحِيح أَنَّ رَسُول اللَّه صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَال لَا تَجَسَّسُوا وَلَا تَحَسَّسُوا وَلَا تَبَاغَضُوا وَلَا تَدَابَرُوا وَكُونُوا عِبَاد اللَّه إِخْوَانًا "

Другой известный комментатор Корана имам аль-Куртуби говорит, что смысл этого аята в том, чтобы брали в расчёт, оценивая человека, только то, что на поверхности, т. е. очевидно, и не выискивали недостатки мусульман.

وقال القرطبي: وَمَعْنَى الْآيَة : خُذُوا مَا ظَهَرَ وَلَا تَتَّبِعُوا عَوْرَات الْمُسْلِمِينَ , أَيْ لَا يَبْحَث أَحَدكُمْ عَنْ عَيْب أَخِيهِ حَتَّى يَطَّلِع عَلَيْهِ بَعْد أَنْ سَتَرَهُ اللَّه

Беспочвенное подозрение

Не шпионьте!

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся следующий хадис: «Остерегайтесь предположений, воистину, предположения самая лживая речь, и не следите друг за другом...» («Сахих аль-Бухари», № 6064;«Сахиху Муслим», № 2563).

إِيَّاكُمْ وَالظَّنّ فَإِنَّ الظَّنّ أَكْذَبُ الْحَدِيثِ وَلَا تَجَسَّسُوا

Аль-Хафиз Ибну Хаджар приводит слова имама аль-Куртуби: «Имам аль-Куртуби сказал, что под предположением здесь подразумевается беспочвенное подозрение, как, например, кто-то подозревает другого в чём-то скверном, тогда как для этого нет никаких оснований».

Именно поэтому Пророк вслед этому сказал «и не следите друг за другом», ибо когда у человека возникают подозрения в отношении другого, он может пожелать убедиться в них и станет следить, расспрашивать и подслушивать, и Пророк наотрез запретил это. Этот хадис полностью соответствует словам Всевышнего в Коране (смысл): «О те, которые уверовали, остерегайтесь домыслов, ибо некоторые из них греховные, и не шпионьте друг за другом, и пусть никто из вас не говорит за спиной своего брата по вере то, что может ему не понравиться...» (сура «Аль-Худжурат», аят 12). Контекст аята указывается на то, чтобы мы строго берегли честь мусульманина, поскольку в первую очередь Всевышний запрещает нам вообще подвергать её недоверию всякими домыслами. Если тот, в чьём сердце затаилось подозрение в отношении другого, подумает: «разведаю-ка я, чтобы убедиться», ему скажут: «и не следите друг за другом». Если же кто-то скажет, что он убедился в нечестии другого, не следя за ним (например, стал невольным свидетелем совершения греха, – ред.), ему ответят: «и пусть никто из вас не говорит за спиной своего брата по вере то, что может ему не понравиться».

Огонь пылал в её могиле

Не шпионьте!

От имама аль-Куртуби передаётся следующая история: «Амр бин Динар рассказывает, что был некий житель пресветлой Медины, у которого была больная сестра и которую он периодически навещал. И в один день она умерла, и он похоронил её. В могилу укладывал её он сам, и, когда делал это, из его рукава выпал мешочек с деньгами. Когда мужчина заметил пропажу кошелька, он обратился за помощью к своим родственникам, и они раскопали могилу. Взяв кошелёк, он решил разведать состояние его сестры, сняв плиту, и увидел, как огонь пылает в могиле. После чего он отправился к своей матери и попросил её рассказать о поведении своей сестры. Мать ответила ему: «Она умерла, зачем тебе эти вопросы о её поведении?!» Он не перестал просить маму рассказать, пока та не поведала, что её дочь постоянно пропускала молитвы и, когда люди ложились спать, шла к их домам и, стоя у их дверей, подслушивала, шпионила за людьми и затем всем рассказывала их тайны. Тогда этот человек сказал: «Вот поэтому она и пропала!»

Есть еще одна примечательная история, которая произошла с халифом Посланника Аллаха , повелителем правоверных Умаром бин аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах). Как то в одну темную ночь повелитель правоверных Умар (да будет доволен им Аллах) вышел на улицу, дабы разузнать положение своих подданных. И из одного дома стал доноситься шум. Тогда Умар  (да будет доволен им Аллах) подошел к двери и заметил там юношу по имени Амр и еще несколько его друзей, которые распивали вино. Умар (да будет доволен им Аллах) решил войти в дом, но не смог открыть дверь и тогда он залез на крышу и проник дом с неё. Схватил Амра и уже хотел наказать его (за употребление алкоголя) и юношу обратился к нему: «О повелитель правоверных, если я допустил одну ошибку, то ты допустил их три! Всевышний Аллах (в Коране) говорит: «и не следите за людьми», а ты следил за мной, так же Аллах говорит: «входите в дома через их двери», а ты вошел в дом через крышу и так же Аллах говорит: «Не входите  в не свои дома пока не получите разрешения и не поприветствуете их хозяев», а ты не спросил разрешения и не поприветствовал, так прости же мне мой проступок за свои три. Мы пред тобой приносим искреннее покаяние Всевышнему».(«Мабадиуль-имляи», стр. 30)

Когда слежка считается дозволенной…

Когда слежка считается дозволенной

Однако есть и исключения, когда слежка не запрещена, о них подробно пишет Ибну Хаджар аль-Аскаляни в своей книге «Фатхуль-Бари» (книга комментариев к хадисам сахиха аль-Бухари): «Исключается из-под запрета слежки случай, когда только посредством неё можно спасти человека от гибели, как, например, если порядочный человек сообщил о том, что некий человек уединился с другим, чтобы убить его не по праву, или же уединился с женщиной, чтобы совершить прелюбодеяние, в таких случаях слежка и расследования не просто допустимы, но и должны проводиться во избежание непоправимых последствий. Это привёл имам ан-Навави из книги «аль-Ахкаму ас-сультания», автором которой является имам аль-Мааварди .

Разрешается выслеживать и разузнавать что-то во время войны. Передаётся от Ибн аль-Мункадира, который сказал: «Я слышал Джабира (да будет доволен им Аллах), что тот говорил, что Посланник Аллаха спросил: “Кто пойдёт на разведку?” Зубайр ответил: “Я!” После Пророк снова спросил: “Кто пойдёт на разведку?” Зубайр ответил: “Я!” После Посланник Аллаха ещё раз спросил: “Кто пойдёт на разведку?,” и снова Зубайр ответил: “Я”. Тогда Пророк сказал: “У всех пророков были апостолы, а моим апостолом является Зубайр”» («Сахих аль-Бухари», № 4113; «Сахиху Муслим», № 2414).

Ещё, согласно нормам Ислама, разрешена слежка за преступниками в целях предотвращения преступления или же его расследования, за людьми, сеющими смуту, распространяющими наркотические и психотропные вещества и т. п.

Если человек невольно стал свидетелем какого-нибудь греха, не затрагивающего других людей, не наносящего вреда обществу, то Ислам призывает нас скрывать такой грех. Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто скроет грехи и недостатки другого мусульманина, Аллах тоже скроет грехи и на этом свете, и на том» («Джамиуль-ахадис», № 22385).

Поэтому, если мы хотим, чтобы Всевышний не разоблачил и не опозорил нас перед всеми созданиями в День Великого суда, нам нужно скрывать чужие грехи, а не выискивать их и тем более не разглашать.