Человек молится, но при этом очень груб...

Вопрос: Какой человек лучше – тот, кто молится, но при этом очень груб, не делает никому добра и лишь вредит всем, или тот, кто не молится, но всегда добр, готов помочь другим, делает садака?..

Ответ: Судьба каждого из нас в руках Всевышнего Аллаха, но, исходя из того, что написано в книгах и заключениях алимов, ответ будет следующим: человек, не совершающий намаза и другие предписания Шариата, отрицающий их, – кяфир, и его хорошие деяния в Судный день не помогут, хотя он и может считаться хорошим человеком на этом свете; а восхваление и пользу от них он получит только здесь (т.е. на этом свете). Но если он не выполняет предписаний Шариата из-за лености и своей невнимательности и умрёт так, т.е. не покаявшись, то его судьба – во власти Всевышнего. Есть хадис Пророка , в котором говорится: «Молитва – это граница, отличающая мусульманина от неверующего (кяфира)».

Но мусульманин, который молится и в то же время совершает плохие деяния, сводит на нет все воздаяния за совершённые им молитвы. В Коране сказано, что молитва оберегает человека от плохих поступков.

Молитва и другие виды поклонения (ибада) должны влиять на мусульманина положительно, но они должны быть выполнены полноценно и чистосердечно. В одном из хадисов рассказывается: как-то спросили у Пророка о женщине, которая постится целый день, всю ночь проводит в молитве, раздаёт очень много милостыни, но – вредит соседям своими речами. Пророк сказал, что она попадет в Ад. Таким образом, становится ясно, какое большое значение имеет намаз, так как если бы женщина совершала намаз искренне и полноценно, то она никогда не вредила бы соседям, ибо намаз уберёг бы её от порицаемого, как об этом говорится в Коране.

Намаз – наиболее значимое предписание Шариата. Пророк говорил: «Тот, кто не совершает намаза, не находится в религии». Ещё в хадисе говорится: «Как голова необходима для туловища, так и намаз необходим для религии».

Из вышеприведённых хадисов следует, что тот, кто молится, но совершает плохие деяния, лучше – по сравнению с тем, кто, совершая хорошие деяния, не молится, но верит во Всевышнего. Потому что, совершая намаз, человек может прийти к покаянию и отказаться от плохих деяний; тот же, кто не совершает намаза, – не думает о Всевышнем, и неизвестно, начнёт ли он молиться и сможет ли покаяться и возместить пропущенные намазы до встречи с Ангелом смерти.