Не присваивайте долю бедняков!

О закяте согласно ханафитскому мазхабу

Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определённого уровня.

Всевышний в Коране упоминает закят вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама.

Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность. Каждый, кто выплачивает закят, осознает, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это налог братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии её выплатить. Всевышний испытывает людей, одарив их богатством, в котором есть и доля для бедных. Ведь, действительно, все, что мы имеем, даётся Всевышним.

О закяте согласно ханафитскому мазхабу

Состоятельные люди должны быть достойными управленцами истинного Владельца имущества. Нам необходимо осознать, что, когда мы достигаем определённого достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что как бы насильно отбираем у бедных средства к существованию.

В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха . Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику , чтобы он предупредил тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Господа , о мучительном наказании в Тот день, когда в огне геенны их имущество будет разожжено и будут заклеймены их лбы, бока и хребты. Это то, что они сберегли для самих себя. Так пусть же вкусят то, что сберегли.

В то же время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Творца , и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Господь их наделил.

1. Скот

О закяте согласно ханафитскому мазхабу

1) Наличие нисаба (количество имущества, с которого выплачивается закят) в начале и в конце года. В середине года не рассматривается.

2) Животные должны пастись на поле больше полугода.

Закят обязателен от четырех видов животных:

1. Верблюд.

2. Корова. Минимальный нисаб: с 30 голов – теленок от года до двух лет; с 40 голов – теленок от двух до трех лет; с 60 голов – два годовалых теленка; с 70 голов – один годовалый, второй – двухгодовалый; с 80 голов – два двухгодовалых теленка и т.д. Можно оценить теленка и отдать закят деньгами.

3. Овца. Минимальный нисаб: с 40 овец – годовалая овца или двухгодовалая коза; со 121-й головы – две годовалые овцы; с 201-й – три годовалые овцы; с 400-й – четыре годовалые овцы. Затем с каждой сотни по годовалой овце. Можно оценить овцу и отдать деньгами.

4. Лошадь. Закят выдается, если в табуне есть и самки, и самцы, или только самки. Если только самцы, то закят не выдаётся. Минимальный нисаб – одна лошадь. Лошадь оценивают и с каждых полученных 200 дирхамов (800 г серебра) выплачивают 5 дирхамов (20 г серебра). Тому, кто не желает оценивать, можно выплатить за каждую лошадь по одному динару, что приравнивается к десяти дирхамам (40 г серебра). Можно выплачивать деньгами, оценив, к примеру, 40 г серебра, и отдать деньгами.

2. Деньги

О закяте согласно ханафитскому мазхабу

Под деньгами имеются в виду золото и серебро. Учитывается наличие нисаба в начале и в конце года.

Минимальный нисаб золота: 20 мискалей (около 85 г), от него выделяется половина мискаля – 1/40 часть (около 2,2 г). И все, что выше 20 мискалей, – в таком же исчислении.

Минимальный нисаб серебра: 200 дирхемов (около 800 г), от него выделяется половина мискаля – 1/40 часть, это пять дирхемов (около 20 г), далее в таком же исчислении.

Закят с серебряных и золотых украшений и посуды выделяется независимо от того, намерился человек продавать их или нет.

Закят выдается и с денежных купюр. С того момента, как у вас накопилась сумма, эквивалентная 85 г золота или 800 г серебра, начинается отсчёт года. По его окончании выплачивается закят в размере 2,5% от общей суммы.

3. Товар для продажи

О закяте согласно ханафитскому мазхабу

Закят обязателен по тем же условиям, что и с денег, то есть количество нисаба такое же, как у золота или серебра. В конце года закят рассчитывается в соответствии с розничной ценой товара и количеством денег в кассе. Учитывается и товар, взятый под реализацию.

Закят с любого вида имущества можно выплачивать до завершения года.

4. Урожай

Из всего, что произрастает из земли, будь его мало или много, в качестве закята выдаётся 1/10 часть собранного урожая – если растения поливались дождём или ручьём. А если урожай был выращен своими усилиями и собственноручным поливом, то отдаётся 1/20 часть.

Не выдаётся закят с дикорастущих деревьев для рубки дров, камыша и травы. Но если земля была специально огорожена для них или проведена вода, то в этом случае закят выделяется и с них.

О закяте согласно ханафитскому мазхабу

5. Мёд

Закят с мёда, независимо от того, сколько его было собрано, выдаётся в размере 1/10 части, при условии, что мёд был собран на той земле, с которой выделяется закят.

Абдул Гани, сын Талиба. «Лубаб фи шархи китаб»

Подготовил Мухаммад Фарук Азимов
г. Волгоград