Если ты напрасно потратил тысячу лет…

О ценности времени

Имам Фахруддин ар-Разий в своём комментарии к Священному Корану в толковании суры «Аль-Аср» пишет: «Всевышний Аллах поклялся аль-асром, который является временем (предзакатным), ибо во времени кроются чудеса. В нём происходят радость и горе, здоровье и болезнь, богатство и бедность; а ценность и дороговизну жизни невозможно оценить чем-либо. Если ты напрасно потратил тысячу лет на то, что тебя не касается и не приносит пользы, а затем в последний миг жизни раскаялся и обрёл счастье, вследствие чего ты навечно остался в Раю, то ты осознал бы, что самой ценной, высокочтимой вещью является твоя жизнь в тот последний миг. Время – из совокупности благ, и поэтому Аллах поклялся им и обратил наше внимание на то, что ночь и день – это шанс, который человек упускает. Время более досточтимо, чем место, потому и Господь поклялся им, ибо оно (время) чистое, лишённое всякого недостатка и вины благо. А убыточным, проигрывающим и имеющим недостаток является сам человек».

Имамы аль-Бухарий, ат-Тирмизий и другие передают от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха говорил: «Есть два блага, которыми обделены (терпят убыток) многие из людей, – здоровье и незанятость (свободное время)». Хадис указывает на то, что воспользоваться своим временем умеют лишь немногие.

Ценность времени

В другом хадисе Пророка отмечается: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её; его знаниях и каким из них он следовал; его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал; о его теле и в каком виде он его содержал» (передал ат-Тирмизи).

Ещё Посланник Аллаха говорил: «Воспользуйся пятью вещами, пока не пришли другие пять: своей жизнью, пока не наступила смерть; здоровьем, пока не наступила болезнь; свободным временем, пока не стал занятым; молодостью, пока не наступила старость; своим богатством, пока не стал нуждающимся».

Великий имам аш-Шафиий отмечал, что у суфиев он извлёк два драгоценных наставления: «Время – меч: если ты не отрежешь его (то есть если не воспользуешься им), то оно отрежет тебя (то есть упущенное уже невозможно будет вернуть). Если ты не займёшь своё эго (нафс) истиной, то оно займёт тебя ложью».

Ценность времени

Имам аль-Газалий пишет: «Твоё время – твоя жизнь, а твоя жизнь – твой основной капитал, посредством которого ты ведёшь свою торговлю и дойдёшь до вечных благ в соседстве со Всевышним Аллахом. Так, каждый твой вздох – драгоценность, которой нет цены, ибо нет ему замены, и если упустишь его, то уже не вернуть. Не будь подобен глупцам, которые каждый день радуются увеличению своего богатства, в то время как их жизнь сокращается. Какая же польза в увеличивающемся имуществе, когда жизнь уменьшается? Не радуйся ничему, кроме как увеличению знаний или деяний, поистине, они – твои друзья, которые будут сопутствовать тебе в могиле, где с тобой расстанутся твоя семья, имущество, дети и друзья».

Богопознавший учёный-богослов Ибн Атаиллах ас-Сакандарий в книге «Тадж аль-арус» пишет: «Не трать свои вздохи ни в чём ином, кроме как в повиновении Аллаху . Не смотри на малую величину вздоха, но смотри на его количество и на то, что Господь дарует рабу в нём. Вздохи – драгоценности, разве видел ты кого-либо, кто выбрасывает драгоценный камень в яму (помойную)?!»

Ценность времени

Наши праведные предшественники уделяли огромное внимание проведению времени с пользой. Славный сподвижник Пророка Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не сожалел ни о чём так, как сожалел о дне, в котором закатилось солнце и уменьшился мой жизненный срок, но не увеличились в нём мои деяния».

Хасан аль-Басрий говорил: «О сын Адама, поистине, ты – дни, если прошёл день, прошла часть из тебя».

Да поможет нам Всевышний Аллах провести время с пользой, чтобы мы потом не сожалели в жизни вечной.