Почему мусульмане не пьют воду стоя?

Вопрос: Нередко сталкивался с ситуацией, когда мои знакомые мусульмане присаживались перед тем, как выпить воду или напиток, объясняя это тем, что пить стоя – нехорошо. Неужели мусульманам нельзя пить воду стоя? Если да, то в чём причина такого запрета?

В качестве ответа на данный вопрос предлагаем вам ознакомиться с фетвой по схожей теме, которую дал муфтий региона аль-Баба (Сирия) Ахмад Шариф ан-Наасан.

 

Вопрос: Каково решение Шариата относительно питья стоя?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Одной из норм этикета питья является питье сидя, поскольку Посланник Всевышнего  указал нам именно путь питья сидя, он всегда пил сидя. Так же до нас достоверно дошло, что «Пророк запретил пить стоя», – хадис привёл имам Муслим от Анаса, да будет Господь доволен им.

نهى عن الشرب قائماً

Так же нам достоверно известно, что Посланник Божий  велел вызвать рвоту тому, кто выпил стоя. Хадис привёл имам Муслим от Абу Хурайры, да будет Господь доволен им.

وكذلك صح عنه صلى الله عليه وسلم أنه أمر الذي شرب قائماً أن يستقيء. أخرجه مسلم من حديث أبي هريرة رضي الله عنه.

Можно ли пить стоя?

Кроме того, нам достоверно известно, что Пророк пил стоя, об этом сообщается в сборниках имамов аль-Бухари и Муслима, хадис передаётся от Ибну Аббаса, да будет Господь доволен им.

وصح عنه صلى الله عليه وسلم أنه شرب قائماً

Имам ан-Навави, да смилуется над ним Всевышний, говорит, что запрет Посланника Аллаха следует понимать, как нежелательное (карахату-т-танзих). А пил Посланник Божий  стоя, чтобы тем самым дать понять дозволенность этого действия, поэтому в этом вопросе нет ни противоречия, ни неясностей. К тому, что мы упомянули и нужно обращаться.

Далее он добавил: «А если у кого-то возникнет вопрос: "Как может быть нежелательным то, что совершил сам Пророк ", ответ будет таким: поскольку этот его поступок (питьё стоя) был для пояснения того, что пить стоя разрешено он (поступок) не может быть нежелательным, ибо пояснение (дозволенного и запретного) обязательно ему!».

الصواب أن النهي محمول على كراهة التنزيه، وأما شربه قائماً فبيان للجواز فلا إشكال ولا تعارض، وهذا الذي ذكرناه يتعين المصير إليه. اهــ.

ثم قال: فإن قيل: كيف يكون الشرب قائماً مكروهاً وقد فعله النبي صلى الله عليه وسلم؟ فالجواب: أن فعله صلى الله عليه وسلم إذا كان بياناً للجواز لا يكون مكروهاً، بل البيان واجب عليه صلى الله عليه وسلم.

Можно ли пить стоя?

Ведь так же достоверно известно, что Пророк мыл части тела во время совершения омовения и по одному разу, обходил Каабу верхом на верблюдице, несмотря на то, что все богословы едины в том, что во время совершения омовения части тела желательно мыть по три раза и обход Каабы (таваф) пешком ценнее нежели верхом.

Ссылаясь на всё выше изложенное можно сделать вывод:

Питьё сидя – это метод указанный Посланником Господа , а питьё стоя нежелательно (карахату-т-танзих). А то, что Пророк как-тоё раз пил стоя, не говорит о том, что он совершил нежелательный поступок, напротив это называется пояснением дозволенности этого поступка. Пояснение дозволенного и запретного – обязанность Пророка перед своей уммой (общиной). А Аллах знает лучше!

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Специально для Ислам.Ру перевёл Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru