21 золотая цитата об уповании

Высказывания, разъясняющие сущность упования:

1. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Желающий быть самым сильным из людей, пусть уповает на Аллаха».

2. У Яхьи ибн Муаза (да будет свята его душа) спросили: «Когда человека можно называть уповающим на Аллаха?». Он ответил: «Когда он доволен Аллахом как своим покровителем»*

3. Когда у Ибн Атаиллаха (да будет свята его душа) спросили о сущности упования, он ответил: «Чтобы в тебе не появлялась склонность к причинам (асбаб**), как бы сильно ты ни нуждался в них. И чтобы ты не отдалялся
от истины – покоя упования на Аллаха, как бы ты не прибегал к средствам».

4. Абу Хатам ас-Сиджистани (да будет свята его душа) отмечал: «Как сказал Абу Тураб ан-Нахшаби (да будет свята его душа) условием упования является выполнение телом истинного рабства пред Аллахом, постоянная связь сердца с Аллахом, довольство достаточным пропитанием, проявление благодарности Всевышнему за дарованные блага и проявление терпения при их отсутствии».

5. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) сказал: «Упование – это отказ от выбора чего-либо для себя (наиболее подходящего, по собственному мнению, всецело вверяя это Аллаху) и отказ от какой-либо своей силы и мощи, будучи убежденным в том, что Всевышний Аллах ведает и видит его состояние».

6. Также было сказано: «Упование – означает свести заботы о пропитании только к одному дню (не строя большие планы) и не переживать о завтрашнем дне».

7. Сахль ибн Абдуллах (да будет свята его душа) говорил: «Упование – это пребывание с Аллахом так, как Он желает».

8. Еще было сказано: «Упование (таваккуль) – это качество верующих. Покорность (таслим) – качество любимых рабов (авлия) Аллаха, а полагаться во всем на Аллаха (тавфиз) – качество приближенных рабов Аллаха, которые видят все исходящим только от Него. Поэтому упование – качество простых мусульман, покорность – качество избранных людей, а полагаться во всем на Господа – качество особо избранных рабов Аллаха».

9. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) отмечал: «Упование – это очищение своего сердца от всего, что имеет на него какое-либо воздействие, кроме Всевышнего Аллаха, и отказ от надежды на средства и причины»***. А ког да спрашивающий попросил дополнить, учёный продолжил: «Это полное подчинение нафса служению Аллаху и очищение его от претензий на божественные качества».

10. Когда у Абу Абдуллаха аль-Курши  (да будет свята его душа) спросили об уповании, он ответил: «Это связь раба со Всевышним Аллахом во всех состояниях».

11. Когда одного учёного спросили о том, что такое упование, он ответил: «Это осознание того, что всё он получает от Всевышнего Аллаха»****.

12. Также сказано: «У уповающего три степени: упование (таваккаль), покорность (таслим) и препоручение (тавфиз). Уповающий находит покой в обещании Всевышнего».

13. Сказано: «Обладатель покорности (таслим) довольствуется тем, что Аллах знает о его состоянии, а тот, кто всецело полагается на Аллаха (тавфиз) – доволен Его предопределением».

14. Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) говорил: «Вершиной веры (имана) является искренность, упование и полное повиновение Господу, Всемогущ Он и Велик».

15. Один из учёных сказал: «Когда Всевышний Аллах предоставит тебе выбор в чем-то, то опасайся выбирать сам. Беги от своего выбора к выбору Господа, ведь ты не ведаешь, каким будет исход дела».

16. В Торе написано: «Лишён милости Аллаха тот, кто, не полагается на Господа, а полагается на такого же человека, как и он сам».

17. Учёные говорили: «Для того, кто полагается на Аллаха и прибегает к Нему за помощью, Господь сделает так, чтобы люди нуждались в нём, и вложит мудрость в его уста».

18. У Абу Язида (да будет свята его душа) спросили: «Что такое упование?». Он ответил: «А сам что скажешь по этому поводу?». Спрашивающий сказал: «Наши друзья говорят, что упование – это если слева и справа от тебя находятся хищные звери и огромные змеи, и это тебя нисколько не беспокоит». Тогда Абу Язид (да будет свята его душа) продолжил: «Да, это близкое к истине определение. Однако если обитатели Рая наслаждаются его благами, а обитатели Ада подвергнуты мучениям его огнем, а для тебя при этом будет разница между этими состояниями, то ты выходишь из упования».*****

19. Абу Бакр аль-Варрак (да будет свята его душа) сказал: «Если бы спросили у домогательства, кто его родитель, оно ответило бы, что это – сомнение в предопределенном Аллахом уделе******. Если бы его спросили, каково
его ремесло, оно ответило бы – поиски унижения. Если бы его спросили, каков его исход, оно ответило бы – лишение».

20. Шейх аш-Шазали (да будет свята его душа) говорил: «Если в человеке отсутствует хоть одно из этих пяти качеств, то он не обладает истинной верой: повиновение велениям Аллаха, довольство Его предопределениями,
оставление всего на Творца, упование на Господа и проявление терпения в самом начале постижения бед».

21. Сказали: «Отбрось свои надежды на города (заработки) и уповай на Аллаха». 

* Что все его дела творит и исполнят лишь Аллах.

** Здесь имеется в виду работа, какое-либо занятие, физическая активность с целью добыть пропитание.

*** Быть уверенным в том, что всё творит Аллах, а средства сами по себе не имеют никакого веса. И всё, что он получил, – от Аллаха.

**** Осознание того, что средства и причины сами по себе не дают ничего и уверенность в том, что всё то, что он получает, исходит от Аллаха.

***** Для раба не должно быть разницы в том, куда Аллах его введет в Рай или Ад, во всём он должен полагаться на Аллаха. Он, потеряв всякий выбор для себя, должен быть словно мертвец перед омывающим.

****** Потому что если бы жаждущий чужого имущества человек уповал на Всевышнего Аллаха и знал, что кладези Господа переполнены и не исчерпаются, сколько бы Он ни отдал другим, то не домогался бы чужого имущества, ведь то, что у Аллаха, — достаточно всем.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна