Использование причин не противоречит упованию

Упование – это нрав Пророка (мир ему и благословение), а зарабатывание средств к существованию своим трудом – его путь (сунна).

Кто обладает нравом Пророка (мир ему и благословение), пусть никогда не оставляет его Сунну. Кто порицает действия для самообеспечения, тот порицает Сунну Пророка (мир ему и благословение). Кто порочит упование, тот порочит веру (иман).

Знайте, что обителью упования является сердце. Физическая активность человека никак не может помешать его упованию, которое находится в сердце.

Передано от сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах): «Некий человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), отпустить ли мне свою верблюдицу, уповая на Аллаха?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Привяжи верблюдицу и уповай на Аллаха».

Ибрахим аль-Хаввас (да будет свята его душа) был одним из уповающих. Однако он никогда не расставался с ниткой, иголкой, ножницами и сосудом для воды. Он говорил: «Если вы увидите мюрида без сосуда для воды, нитки и иголки, то не верьте его полноценной подготовке к намазу».

Упование не подразумевает отказ от использования средств (причин) и благоразумия в делах. Напротив, разумному человеку следует проявлять рассудительность и быть внимательным в делах и искать средства и причины, которые люди обычно используют для осуществления своих целей.

Другими словами, целью упования не является отказ от использования средств и причин для осуществления благих целей. Однако истинно уповающий не опирается в реализации своих замыслов на получаемое от людей.

Исходя из сказанного, упование – это то, что порождает истинная вера. Поэтому, если отсутствует упование, то отсутствует и вера. Потому что вера – это признание единственности Аллаха, осознание того, что все происходящее исходит от Него. А тот, кто полагается на кого-либо или что-либо помимо Аллаха, в действительности не признает единственность Аллаха, сколько бы он не утверждал это.

Лекарством, приводящим человека к упованию, является усердие в пяти вещах: первая – постоянное осознание того, что Всевышний Аллах прекрасно знает твое состояние; вторая – убеждённость в совершенстве могущества Всевышнего; третья – убеждённость в том, что Аллах чист от забывчивости и оплошности; четвёртая – убежденность в том, что Творец чист от невыполнения обещанного; пятая – убеждённость в том, что Создатель – Самый Щедрый, что Он наделяет нас всем необходимым без нашей просьбы.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна