Призыв к добру и удержание от порицаемого

Призыв к добру и удержание от порицаемого – это повеление творить благое и запрет совершать зло.

Передано от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что он спросил Пророка (мир ему и благословение): «О Посланник Аллаха (мир тебе и благословение), провалится ли земля, пока на ней будут благочестивые люди?». Он ответил: «Да, если они станут заискивать перед другими (умалчивать об истине с целью выставить себя в лучшем свете) и молчать, когда совершается греховное».

Пророк (мир ему и благословение) также сказал: «В Судный день люди из моей общины воскреснут из могил и предстанут перед Всевышним Аллахом в образе обезьян и свиней из-за того, что они льстили грешникам и не удерживали их от ослушания, будучи в состоянии сделать это».

Еще Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отмечал: «О Абу Хурайра, повелевай добро, удерживай от порицаемого и прояви терпение при постижении невзгод».

Имам Абу Саид аль-Хадими (да будет свята его душа) в книге «Аль-Барика аль-Махмуда» сказал: «Заискиванием в шариате считают непрепятствование совершению ослушания при наличии возможности, добиваясь расположения грешника или кого-то другого, или из-за невнимательности к религии». Имам аль-Баркави (да будет свята его душа) в книге «Ат-Тарикат аль-Мухаммадийя» сказал: «Такое заискивание запрещено».

Не следует хранить молчание, когда дело касается выявления истины и разоблачения лжи. Кто умалчивает истину – немой сатана. Благосклонно относящиеся к грешникам в Судный день воскреснут в образе обезьян и свиней. Повелевай творить добро и удерживай от зла и извлеки пользу из следующего хадиса: «Указывающий на благое подобен совершившему его».

Не бойся упрёка, когда дело касается исполнения повелений религии. Следуй полученным знаниям, хотя бы десятой их части.

Ат-Тирмизи (да будет доволен им Аллах) передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) изречение Пророка (мир ему и благословение): «Вы (сподвижники) живёте в такое время, когда оставивший десятую часть из того, что велено ему религией, впадет в погибель. Наступит время, когда совершивший даже десятую часть из веленого ему – спасётся».

Есть люди, которые меняют порицаемое шариатом посредством слова – это учёные-богословы. Они меняют такое положение к лучшему благодаря своей деликатности, а не грубостью и высокомерием. Есть те, кто меняют зло сердцем – это совершенные шейхи и праведники. Мой господин Ибрахим аль-Матбули (да будет свята его душа) говорил: «Изменение порицаемого рукой (силой) – это дело правителей и их приближённых. Изменение порицаемого языком – дело учёных-богослов, следующих своим знаниям. А изменение порицаемого сердцем – дело хозяев слова».

Знайте, дети мои, что попытка устранить порицаемое тех, кто не в силах добиться этого приводит лишь к смуте и не будет от нее пользы. Дело мюрида – никогда не браться за устранение порицаемого, если нет на то соответствующего веления.

Рассказывают, что была некая община молодых людей, которые занимались поклонением Всевышнему Аллаху и потребляли только то, что заработали своим честным трудом. Всякий раз, когда сатана хотел приблизиться к кому-либо из них, начинал гореть. Однажды, когда они, собравшись вместе, поминали Аллаха, сатана натравил друг на друга группу смутьянов, находившихся поблизости. Они стали до крови бить друг друга палками. Целью сатаны было то, чтобы поминавшие Всевышнего молодые люди подумали, что спасти людей от зла этой смуты для них лучше, чем поминать Аллаха, ибо в избавлении от раздоров есть польза для других. Тогда молодые люди прекратили поминать Всевышнего и отправились разнимать дерущихся. Смутьяны набросились на подошедших. В итоге смутьяны отвлекли праведников от поминания Аллаха и других видов поклонения. Тогда сатана очень обрадовался, ибо главной его целью было сорвать собрание где поминают Всевышнего и ничего более.

В книгах пишется, что некий человек пришёл к одному из прежних праведников жаловаться на своего соседа, совершающего грехи. Праведник спросил его: «Бодрствовал ли ты хоть одну ночь ради него?». Когда тот ответил отрицательно, он продолжил: «Бодрствуй в течение семи ночей ради него и обратись к Всевышнему Аллаху с хорошей мольбой за него. Всевышний Аллах одарит его милостью. Если он не покается и после такого твоего поступка, то знай, что ты хуже него, и тогда займись улучшением своего нафса».

 

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана 


Читайте опубликованные ранее главы из данной книги поочередно

 

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (Эго)  

4. Четыре разновидности смерти нафса (Эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени  

9. Зависть и ненависть  

10. Исцеление от высокомерия  

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс  

12. Гнев и его причины  

13. Какая связь между нашими поступками и снами?  

14. Как поступать если охватывает гнев  

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние  

14. Любовь к благам мирской жизни  

15. Ведь каждый в мире странник  

16. Проявление рабства перед Господом и его сущность

17. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?  

18. Себя не оправдывай, других не порицай  

19. Ты - раб того, что занимает твое сердце.  

20. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

21. Плоды рабства перед Всевышним  

22. Довольство Господа, таслим и тафвиз  

23. Довольство предопределением и полное повиновение  

24. Покой в полной покорности  

25. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность  

26. Стыдливость исходит от веры  

27. Благонравие и его достоинства  

28. Благонравие – основа религии  

29. 13 высказываний о благонравии  

30. 14 примеров проявления благонравия  

31. Отрешенность от благ мирской жизни  

32. Сущность отрешенности от мирской жизни  

33. Как бороться с любовью к мирскому  

34. Мерило ценности  

35. Отрешенность Пророка (ﷺ) от мирского

36. Правдивость (сидку) и ее смысл

37. 9 высказываний о правдивости

38. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

39. Четыре разновидности терпения (сабр)

40. Необходимость проявления терпения при ущемлении прав(сабр)

41. 13 молитв для проявления терпения

42. Кому принадлежит предопределение

43. Признак того, что Конец Света близко

44. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость.

45. Ревность.

46. Самоотверженность, великодушие, щедрость

47. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости. 

48. Доблесть, мужество и человечность. 

49. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности. 

50. 6 историй о мужестве и человечности

51. Личная свобода.

52. Любовь и лучшие цитаты о ней. 

53. Искренность

54. Лечение от показухи. 

55. Тонкости совершения деяний напоказ.

56. 9 красивых высказываний об искренности. 

57. Помощь людям и уважение к ним. 

58. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии. 

59. 11 красивых цитат о набожности.

60. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

61. Вред от чрезмерного общения с людьми

62. Наставление для высокомерных

63. Скромность и смиренность. 

64. Примеры скромности праведных предшественников

65. 4 этические правила наставления

66. Рукопожатие

67. Доброе отношение к родителям.

68. Печаль. Голод. Истикама.  

69. Миролюбие (обходительность)

70.Справедливость. Любовь и ненависть ради Аллаха

71. Неприхотливость. Молчание. Неприметность.

72. Посещение братьев по вере. 

73. Благодарность