Можно ли усыновить ребёнка? А стать его опекуном?

Мы живём в век цивилизации, однако за те роскошь и удобство, которыми пользуемся, нередко приходится платить самой высокой ценой – собственным здоровьем. Сегодня чуть ли не каждая вторая пара имеет проблемы со здоровьем, в частности с зачатием. Многим супругам удаётся зачать ребёнка посредством лечения или при помощи врачей узкой специальности. Однако порой даже они не способны ничем помочь. В такой ситуации некоторые пары не смиряются с волей судьбы и решаются взять ребёнка из детдома. И если немусульмане в этом не видят никаких проблем, то для мусульман на этот счёт есть чёткое руководство, о котором мы далее и поговорим.

 

Запрет усыновления

Усыновление и удочерение по нормам Ислама – запрещённое действие. Поводом для запретности явилось ниспосланное Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) откровение Всевышнего:

«Аллах не сотворил в груди человека два сердца; и так же не сделал матерями ваших жён, которых вы уподобили хребтам своих матерей; и так же не сделал ваших приёмышей вашими детьми. Всё это лишь ваши слова. Аллах говорит истину и направляет вас к правдивому пути. Зовите детей по их отцам, а если не знаете их отцов, тогда они ваши братья по вере и покровители. И нет на вас греха в том, что вы совершали ранее, однако грех будет записан тому, кто усыновит после запрета. Аллах – Прощающий и Милостивый» (сура «Аль-Ахзаб», аяты 4–5; «Тафсир аль-Джаляляйни»).

Таким образом, какими бы ни были мотивы усыновления – неспособность иметь собственных детей; намерение дать ребёнку из детдома семью; желание показаться в глазах людей заботливыми и милосердными или получить от государства какие-то льготы или пособия… – не имеет значения, запрет остаётся таковым.

 

Что же плохого в усыновлении?

На самом деле, почему нельзя усыновить ребёнка? Почему нельзя приютить сироту, допустим, из детского дома и растить его как родного? Ведь, казалось бы, на первый взгляд, хорошее дело: ребёнок будет полностью одет, обут и сыт, но самое главное – будет иметь родителей, и если у пары имеются свои дети, то и братьев и сестёр.

Как стало ясно из приведённых аятов Священного Корана, несмотря на то, что чужого ребёнка мы станем называть своим, он таковым не станет и всегда будет чужим, посторонним по факту и Шариату. Усыновляя или удочеряя ребёнка, мы впускаем в свою семью постороннего по Шариату человека. Иначе говоря, допустим, супружеская пара приводит в свой дом мальчика: по достижении им возраста «тамйиза», примерно 6–7 лет, от его прикосновения у приёмной матери нарушается омовение, а по достижении совершеннолетия – им («сыну» с «матерью») нельзя даже оставаться наедине друг с другом без махрама или ещё одной девушки/женщины. Аналогично и другим дочерям приёмной матери, если они у неё имеются, нельзя уединяться с их «братом». Необходимо учитывать и то, что совершеннолетие по нормам Ислама наступает не в возрасте, прописанном в российском законодательстве, а гораздо раньше – при первых поллюциях или, в их отсутствии, по достижении юношей 15 лет по лунному календарю.

Кроме того, если между родными и усыновлёнными детьми возникнут чувства и они решат пожениться, никто им подобное не разрешит: ни закон государства, ни сами родители, ни родственники и окружение, в то время как по Шариату они друг для друга посторонние люди и, следовательно, имеют полное право заключить брачный союз. Тем самым будут ущемлены их права.

Вдобавок ко всему сказанному усыновление ребёнка в последующем порождает ещё один грех: приёмный ребёнок получает «на правах ребёнка» наследство, деля его наравне с остальными (родными) детьми или при их отсутствии заполучая львиную долю на правах «асабиййя» («асабийй» – сын покойного, который наследует всё наследственное имущество после распределения от него долей родителей покойного и супруга/супруги, если у него нет сестёр, если они имеются – наследство делится так, что мужчина получает в два раза больше женщины). Тем самым ущемляются права настоящих наследников.

По Шариату сокрытие «родителями» от своего приёмного ребёнка того, что он им не родной, – грех, знать своих родителей – право каждого ребёнка.

 

Интересный факт

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своё время усыновил одного из сподвижников по имени Зайд (да будет доволен им Аллах), после чего того стали называть Зайд бин Мухаммад (Зайд сын Мухаммада), да будет доволен им Аллах. Однако впоследствии был ниспослан вышеупомянутый аят Корана об отмене нормы усыновления. Зайда (да будет доволен им Аллах) снова стали звать Зайд бин Хариса (да будет доволен им Аллах), относя его к его настоящему, биологическому отцу.

 

Опекунство

Однако в исламском праве есть такая норма, как «хизана» – опекунство, которое предполагает всё то же самое, что и усыновление: обеспечение всем необходимым, воспитание и т. д. Но, в отличие от усыновления, опекунство не предполагает зачисления ребёнка в сыновья или дочери, причисления его к роду опекунов, так же как не предполагает запретности вступления в брак с детьми опекунов, получения наследства опекунов и т. д.

 

Достоинство опекунства

Попечительство над сиротами, детьми, оставшимися без родителей, не только допустимо по нормам Ислама, но и очень одобряемое и богоугодное дело. Сахль бин Са’д передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я и опекун сироты будем в Раю, как эти два », при этом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднял указательный и средний пальцы и слегка раздвинул их («Муснаду имами Ахмада»).

أنا وكافل اليتيم كهاتين في الجنة وأشار بالسبابة والوسطى وفرق بينهما قليلا

 

В другом хадисе, приводимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказано: «Я и опекун сироты, своего или другого, будем в Раю подобно эти двум » (имам Муслим).

كَافِلُ الْيَتِيمِ ، لَهُ أَوْ لِغَيْرِهِ ، أَنَا وَهُوَ كَهَاتَيْنِ فِي الْجَنَّةِ

 

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), комментируя это изречение, сказал, что под словом «своего» имеется в виду, что опекун и сирота будут приходиться друг другу родственниками, как, например, дядя и племянник или дед и внук, а под словом «другого» имеется в виду, что сирота не будет приходиться родственником попечителю.

Иначе говоря, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не просто указал на достоинство и великое воздаяние за заботу о сироте, за его содержание и воспитание, а прямо заявил, что такой поступок непременно приведёт его хозяина в Рай!

Здесь же хочу обратить внимание на то, что зачастую мужчина, женившийся на женщине, имеющей ребёнка от прошлого брака, не принимает его. Такого ребёнка, как правило, оставляют у семьи женщины, тем самым разлучая ребёнка с его матерью, тогда как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) гарантировал Рай попечителю ребёнка. Поэтому прошу всех, кто имеет пасынков и падчериц, не упускать такого шанса получить довольство Всевышнего и благодарности своих жён и принять детей своей супруги: дать им кров, достаток и воспитание.

 

Заключение

На сегодня в нашей стране порядка двух тысяч детских домов, в которых находятся около 200 тысяч сирот. И если кто-то решит позаботиться о ком-либо из них, пожелает обеспечить его лучше, чем в приюте для детей, и дать ему хорошее воспитание и качественное образование – со стороны Шариата нет никаких ограничений, напротив, как мы чуть выше сказали – этим человек может удостоиться Рая! Но усыновлять, объявлять его своим, в том числе тем самым равнять со своими родными детьми – нельзя. Ведь сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – лучшее и самое любимое для нашего Создателя творение – подчинился велению Аллаха и отменил заключённое им усыновление Зайда бин Хариса (да будет доволен им Аллах).