Помощь людям и уважение к ним

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Аллах укрепит на мосту Сират ноги того, кто помогает людям». Еще Пророк (мир ему и благословение) отмечал: «Всевышний Аллах помогает Своему рабу, пока тот помогает своему брату по вере». Творец наделил человека авторитетом и возвысил над другими созданиями, чтобы он установил справедливый порядок на земле.

Али аль-Хаввас (да будет свята его душа) сказал: «Когда приходит время забрать у рабов дарованные им блага, Аллах ниспосылает на землю ангелов, чтобы испытать людей. Ангелы приходят к порогу человека, известного в народе своей щедростью и гостеприимством, и начинают упорно просить его. Когда он исполняет их просьбу раз, они просят ещё и ещё, пока человек не разозлится и не проявит плохие качества своего характера. Когда же человек поступит так, ангелы взывают к Аллаху, и Он лишает благ этого человека».

Это подтверждают следующие изречения Пророка (мир ему и благословение): «У Всевышнего Аллаха есть блага, которые Он дарует своим рабам до тех пор, пока им не надоест помогать людям. Когда же им это надоедает, Аллах передает эти блага другим рабам»; «О Аиша, проявляй уважение к дарованным тебе благам Аллаха, ибо если они покинут обитателей одного дома, то редко к ним возвращаются».

Достоинство помощи людям

Знайте, о мусульмане, проявляя уважение к верующим, вы возвеличиваете Всевышнего Аллаха. Благодаря уважению уверовавший достигает степени истинной богобоязненности (таква).

Праведник Маруф аль-Курхи (да будет свята его душа) рассказывал, что один из друзей Давуда ат-Таи (да будет свята его душа) сказал ему: «Остерегайся оставлять благие деяния, ибо они приближают тебя к довольству твоего Господа». А когда он спросил, что это за деяния, в ответ услышал: «Постоянное повиновение Господу, услужение мусульманам и их наставление. Самый ничтожный человек – это бедняк, который унижается перед состоятельным человеком из-за его богатства и соглашается с его несправедливостью. А самый величественный – это богатый человек, который старается угодить бедным и сохраняет уважение к ним».

Праведные предшественники спешили помочь братьям по вере и облегчить трудности бедных людей. Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) сказал: «Я спросил у своего господина Али аль-Хавваса (да будет свята его душа) о причине падения нравственности некоторых людей нашего времени, и он ответил: «Причиной этому является оставление ими того, что приводило их к дружбе и любви: взаимные благодеяния, подарки, добровольные пожертвования и другие добрые дела».

В хадисе сказано: «Сердца по своей природе созданы любящими тех, кто делает им добро».

Али аль-Хаввас (да будет свята его душа) также сказал, что отец поведал ему: «Не помню, чтобы я покупал муслин, сукно, рубашку, обувь, мыло, пшеницу, ячмень, сахар, мёд, жертвенное животное, сладости, шелковый платок для жены, кожаные носки, брюки или что-либо другое, в чём нуждается живой человек. Это всё и другое нам дарили друзья». Из этого следует, что пока люди помогают и делают добро друг другу, их сердца объединены любовью и беды им не грозят. Бедствия и горести зависают между небом и землёй, до тех пор, пока между людьми не возникнут раздоры. Вот когда сердца людей разлучаются, и тогда бедствия нисходят на них.

Остерегайся, о брат мой, порицать мюридов даже мысленно. Если они скажут тебе: «Не пребывай с нами, если не будешь делать нам добро и жертвовать свое имущество», то знай, они это говорят, чтобы испытать тебя, а не из-за любви к мирскому. Тем самым они хотят проверить, что ты любишь их больше, чем своё имущество. Кстати, многие торговцы и состоятельные люди заявляют наставникам: «Клянемся Аллахом, что ты нам дороже всего нашего имущества и семей!». А когда у них просят один динар, им становится жалко. Как же тяжело таким людям делать пожертвования, тем более для нуждающихся!

Знайте, о мусульмане, помощь в заключении брака (никях) тому, кто стеснен в средствах, ценнее, чем освобождение рабов и участие в газавате.

Бойтесь покинуть сей мир, если, обладая тысячью и более динарами, вы не пожертвовали их на строительство колодца, помощь человеку, не имеющему для женитьбы достаточных средств, на одежду для сироты, возмещение долга за оказавшегося в труд-
ном положении, или на то, чтобы доставить радость соседям.

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) говорил: «С нас взяли обеты, чтобы мы помогали всем, кто из-за постигших бед, оказались охвачены заботой.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Мусульмане подобны единому телу: если один из органов жалуется (из-за болезни), то все тело отзывается на это бессонницей и температурой».

Также с нас взяли обет, чтобы мы, выходя из дома на время - двадцать и более минут, говорили: «О мой Аллах, если кто-либо из братьев по вере или других собирается посетить нас с нуждой или чтобы приветствовать нас, то удержи его, пока мы не возвратимся. А если он уже вышел в путь, то удержи нас на месте до его прихода!».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна