6 историй о мужественности и человечности

От праведников до нас дошли великие поучительные истории. Ниже мы приведём некоторые из них:

1. Рассказывают, что причиной того, что праведника Хатама (да будет свята его душа) прозвали «аль-Асам» (глухим) послужил следующий случай. К нему пришла некая женщина за богословско-правовым заключением. Когда она задавала Хатаму
вопрос, у нее помимо ее воли громко вышли газы и она очень смутилась. И тут Хатам (да будет свята его душа) сказал ей: «Говорите громче!», показывая тем самым, будто он плохо слышит. Женщина обрадовалась этому и подумала: «Значит он ничего не услышал». И после этого случая он стал известен как «аль-Асам» (глухой).

2. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) рассказал: «Когда меня привели к халифу по обвинению в заблуждении, я увидел там разносчика воды. На нем была чалма и египетский платок, в руках у него была дорогая посуда из тонкой керамики. Я спросил: «Этот человек поит правителя?» Мне ответили: «Нет, он поит простых людей». Тогда я взял у него кувшин, выпил воду и сказал своему спутнику: «Дай ему динар». А разносчик воды отказался взять деньги, сказав: «Ты – пленник, не благородно брать от тебя что-либо».

3. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) также поведал: «Был один юноша по имени Ахмад ибн Сахль, из числа торговцев. Я купил у него кусок белой материи и он взял за него лишь себестоимость. Я спросил его: «Разве ты не возьмешь больше?» Он ответил: «Что касается цены за ткань, то я её взял, чтобы ты не боялся упрека».

4. Также Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) рассказал, что некий человек утверждал друзьям, что он из числа мужественных. Так они вышли в путь из Нишапура в Наса (Наса-старая деревня, расположенная ныне в Республике Туркменистан). Их пригласил в гости некий мужчина. Когда они поели, вышла служанка с кувшином воды и стала обходить гостей, чтобы они помыли руки после еды. Нишапурец отказался мыть руки и сказал: «Не подобает мужественному человеку, чтобы женщины лили ему воду на руки!»

5. Зу-Ннун аль-Мисри (да будет свята его душа) рассказывал, что один из паломников уснул в Медине. Когда он проснулся, ему показалось, что его кошелек украли. Он вышел и, увидев Джафара ас-Садика (да будет доволен им Аллах) и подумал на него, стал допытываться: «Ты взял мой кошелёк?» Джафар (да будет доволе им Аллах) спросил его: «Что было в кошельке?» Паломник ответил: «В нем была тысяча золотых монет (динаров)». Джафар (да будет доволен им Аллах) завёл его домой и отдал ему тысячу динаров. Затем паломник вернулся на свою стоянку и обнаружил там свой кошелёк. Он отправился к Джафару (да будет доволен им Аллах), чтобы извиниться и вернуть ему деньги. Но Джафар (да будет доволен им Аллах) отказался принять их, сказав: «То, что отдал, я не беру обратно».

6. Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) сказал: «Знайте, что мужественность любимых рабов (авлия) Всевышнего Аллаха проявляется в том, что если им дозволят заступиться за кого-либо, то они вначале заступяться за тех, кто причинял им вред в этом мире, обвинял их в неверии, заблуждении, совершении деяний напоказ и других недостатках. Они поступают так для того, чтобы избавить вредившего им от угрызений совести, когда он увидит ту степень перед Всевышним, о которой он не ведал на этом свете и которую приобретут любимцы Аллаха в вечной жизни (приближенность к Создателю и внимание Творца к их просьбам). Получив заступничество в Судный день успокоятся души порицавших праведников и покинет их страх, постигший от любимцев Аллаха (из-за нанесенного им вреда)». 

Он также отмечал: «Праведники, любимцы Аллаха не начали заступничество с тех, кто доброжелательно относился и верил в них в этом мире. Потому что творивший благое бывает спокоен тем, что он уже совершил. Ибо его добро достаточно ему и именно оно заступится за него перед Всевышним Аллахом».

Знайте, что скрыть недостатки своих товарищей, особенно, если известно, что враги будут злорадствовать, узнав о них, значит поступить мужественно.

Праведник Абу Али ад-Даккак (да будет свята его душа) сказал: «Совершенство мужества и самоотверженности было присуще только Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Все пророки в Судный день будут волноваться о себе, говоря: «О мой нафс, о мой нафс!» А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) будет беспокоиться о своей общине: «О моя община, о моя община!»

Знайте, что свобода (вольность) более почётна, чем правдивость, мужественность более ценна, чем они оба. Гуманность, человечность – ветвь мужества. Разница между мужественным человеком и аскетом (захид) в том, что захид оказывает предпочтение другим при наличии достатка, а мужественный – когда сам находится в нужде. Как сказал Всевышний (смысл): «Они отдают предпочтение другим перед собой, даже если сами находятся в стесненном положении».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна