Четыре разновидности терпения (сабр)

У терпения есть много разновидностей

1. Терпение в отношении нафса. Шейх аш-Шазали говорил: «Если ты желаешь отказаться от плохого друга, то в первую очередь начни со своего нафса. Откажись от порицаемых качеств своего нафса. Ведь твой нафс ближе к тебе, чем кто-либо, а близкие люди достойны того, чтобы для них совершали добро».

2. Проявление терпения в бедах. Оно выражается в отсутствии возражений и недовольств в отношении предопределений Всевышнего Аллаха. Но если без жалоб рассказывать о настигшей беде кому-либо, то в этом нет противоречия терпению.

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если бы терпение и благодарность были бы верблюдами, то для меня не было бы разницы, на какого из них сесть».

Когда Пророка (мир ему и благословение) спросили о вере, он сказал: «Вера – это терпеливость и снисходительность».

3. Терпение в отношении должника, у которого нет возможности вернуть долг. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Терпеливое отношение к должнику, у которого нет возможности возместить долг, – это милостыня, благодаря которой Аллах закрывает для него (кредитора) и его детей, а также для его имущества семьдесят врат бед».

4. Терпеливое перенесение вреда, наносимого людьми. Это один из наиболее значимых видов терпения, ценность которого отметили учёные и разъяснили суфии, ибо оно занимает важное место на пути к познанию Аллаха.

Достоинство терпеливого перенесения вреда, наносимого людьми

Одной из основных обязанностей мюрида является наличие у него хорошего мнения о братьях по вере. Нарушение же этой обязанности, то есть плохое мнение о ком-либо, является явным признаком того, что у человека нечистый внутренний мир. А если при этом мюрид старается ещё и оправдать себя, защищая свой нафс, то знайте, что Всевышний Аллах не желает сделать такого раба из числа Своих приближённых.

К примеру, когда угнетали табиунов (*), то они не спешили отвечать даже плохой мольбой своим притеснителям, ибо они были из познавших Всевышнего Аллаха. А если кто-либо из табиунов и возносил мольбу против своих угнетателей, то только по разрешению Аллаха, а не из-за своего гнева или тяжёлого положения.

Аш-Шазали (да будет свята его душа) рассказывал: «Однажды я подумал вознести мольбу против притеснителя, но стал сомневаться в дозволенности подобной молитвы. После чего я увидел во сне моего духовного наставника, он сказал мне: «Если ты хочешь погубить притеснителя, то не спеши».

Потому как поспешность в уничтожении врагов и в желании помочь приближённым рабам Аллаха относится к скрытым страстям. А тот, кто оспаривает волю Аллаха и следует за страстями и желаниями своего нафса, будет несправедлив».

Известно, что если мюрид старается защитить свой нафс, желает ему успехов, то он подобен праху. То есть, поддерживая свой нафс, раб попадает в духовную погибель вместе с погибшими. А тот, кто будет пребывать ещё и в довольстве от своего нафса, непременно окажется в явном банкротстве.

В наши дни во сто крат увеличилось количество людей, вносящих разногласия, что приводит к расколу в обществе. Но есть надежда на то, что вы будете снисходительны к вашим завистникам и оставите их без ответа, то есть не будете поддаваться на их провокации. Так следует поступать, остерегаясь того, чтобы негативное влияние от возражений этих притеснителей, занимающихся вредоносным нововведением, не коснулось любимцев Всевышнего Аллаха. Ведь такие притеснители наивно полагают, что являются разумными людьми, но на самом же деле они порицают то, что не в состоянии понять, и из-за слабости своей богобоязненности вступают в пересуды о том, чего не ведают. Подобные люди не придерживаются текста

Корана, не следуют переданному от господина всех детей Адама (мир ему) – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и не следуют пути, который соответствует канонам истины и познания Аллаха.

Цель вышесказанного заключается в том, чтобы вы проявляли терпение, уповали на Всевышнего, полагаясь во всех делах только лишь на Аллаха, ибо Он нам достаточен во всём, и Он, Господь миров, наилучший попечитель. Но для каждого Мусы (мир ему) необходим фараон. Аллах одерживает верх над всяким в Своём царстве.

*Поколение мусульман, которые встречались со сподвижниками Пророка (мир ему и благословение) и учились у них.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёна