Как бороться с любовью к мирскому

Поистине, Всевышний Аллах сотворил нафсы, любящими детей, супругов, высокое положение в обществе, а также богатство. И для того чтобы мюрид не переходил рамки дозволенного из-за связи своего сердца с мирским, учёные-суфии растолковали разрешённое шариатом отношение ко всему вышеперечисленному.

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) говорил: «Знайте, мусульмане, что основой возникновения смут являются четыре причины: женщины, высокое положение в обществе, богатство и дети.

Что же касается любви к женщинам, то их необходимо любить за то, что Аллах вложил в твоё сердце любовь к ним, потому как они – часть тебя, ведь они сотворены от тебя (Женщина сотворена из ребра мужчины. – Ред.), поэтому, любя их, ты будто любишь самого себя. Этот довод усиливает и хадис: «Начни с самого себя». Особенно, потому, что женщины являются теми, посредством которых рождается потомство, созидается мирская жизнь и из-за которых нас охватывают переживания.

Ведь, как известно, Царство Всевышнего Аллаха и Его установления проявились именно благодаря рождению потомства, созиданию мирской жизни. Поэтому тот, кто возлюбит женщин именно так, тот возлюбит их ради Аллаха, а не ради своего эго. И любовь к женщинам для такого раба будет являться благом от Всевышнего. Потому как женщины, которые любимы вышеназванным образом, обращают мужчину к Аллаху, то есть любовь мужчины к ним превращается в любовь к Аллаху. Ведь в этом случае мужчина любит женщин только потому, что они являются объектом проявления совершенства Всевышнего Аллаха в Своих творениях, а не по какой-либо другой причине.

На это указывают и слова Пророка (мир ему и благословение): «Из бренного мира, по воле Аллаха мне была внушена любовь к женщинам».

Здесь подразумевается любовь к женщинам в целом. Но есть ещё и другой вид любви, в основе которого межличностные отношения. Такая любовь тоже является восхваляемой, например, любовь Пророка (мир ему и благословение) к своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах) или к ближайшему сподвижнику Абу Бакру (да будет доволен им Аллах). Такие отношения возникают ввиду духовной близости двух людей от рождения или сходства природных характеров. Именно поэтому такая любовь никогда не прекращается и даже не меняется в обоих мирах».

Знай, что из сердец праведников (сиддикун) самым последним из порицаемых качеств исчезает любовь к высокому положению – честолюбие, так как нафсы от природы склонны к этому пороку.

Поистине когда Всевышний Аллах проявляет заботу о Своём рабе, Он непрестанно очищает его нафс от всех пороков. И после того, как нафс лишится всех порицаемых качеств, а сын Адама (мир ему) почувствует тягу к обретению неведомых ему доселе божественных качеств, то у этого раба начинает появляться любовь к власти и господству, но не из-за высокомерия и надменности в отношении людей, а потому что это качество присуще его Господу.

Достигший познания Аллаха любовь к богатству превращает в любовь ради Всевышнего Аллаха. Ведь таким рабам не обойтись без любви к мирским богатствам, как не обойтись без любви к высокому статусу, ибо подобное чувство любви заложено в них с рождения. Достигшие познания Аллаха обращают внимание на следующий хадис: «Поистине, добровольные пожертвования (садака) доходят до Милостивого Аллаха». То есть такие рабы любят мирское богатство с целью пожертвовать им.

А что касается любви к детям, то она является одним из самых больших испытаний Всевышнего Аллаха по отношению к Своим рабам. Дабы выяснить способна ли такая любовь стать препятствием в покорности Всевышнему Аллаху, несмотря на жалость и сострадание родителя по отношению к своему ребёнку. Это самое большое испытание, так как Всевышний Аллах создал ребёнка самостоятельным созданием, независящим от своего отца, хотя ребёнок родителю и не чужой человек.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) указал на это так: «Клянусь Аллахом, даже если бы Фатима, дочь Мухаммада, украла, то я отрезал бы ей руку».

Из всего вышесказанного становится ясно, что тот, кто подобающим образом примет во внимание эти четыре вида искушений, может не опасаться, пользуясь мирскими благами.

Так бойся же, о мусульманин, даже думать, что приближённые рабы Аллаха пользуются мирскими благами из-за любви к мирскому, подобно тебе. Поистине, это неуважение по отношению к праведникам.

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёнам