Сущность отрешённости от мирской жизни

Прежние праведники доподлинно осознали сущность отрешённости от мирского (зухд) и установили его различные степени. Рассказывают, что когда уАбуЯзида аль-Бастами (да будет свята его душа) спросили об аскетизме и о том, как он начал отрекаться от мирского имущества, великий праведник ответил: «У аскетизма нет какой-либо одной степени». А когда аль-Бастами (да будет свята душа) попросили разъяснить, что он имел ввиду, тот ответил: «Потому что я три дня был в аскетизме, а на четвёртый день вышел из него. В первый день я отрёкся от этого мира и всего, что есть в нём. На второй день я отрёкся от вечного мира и всего, что в нём. А на третий день я отрёкся от всего, кроме Всевышнего Аллаха».

Аскетизм не означает отсутствия у тебя мирского имущества. Однако смысл отречения в том, чтобы ты обладая мирскими благами не оставлял в сердце места для них.

Так понимали праведные предшественники сущность отречения от мирской жизни. Они говорили: «Омюрид, оставь для себя из мирского имущества столько, сколько будет достаточно для того, чтобы не пришлось тебе просить людей о чём-либо, но не переходи границ, отказываясь от мирского всецело».

Имам аш-Шаарани (да будет свята его душа) говорил: «С нас взяли обет, чтобы мы не отрекались от мирского путём полного отказа. Наш аскетизм должен быть таким же, как и у истинно познавших рабов Всевышнего Аллаха. Мы должны стремиться направлять своё наполненное любовью сердце лишь к Господу нашему, и только потом брать какие-либо мирские блага. И всё это потому, что Всевышний Аллах оказал большую милость, подчинив нам всё, что находится на небесах и на земле. А если бы мы не нуждались в том, что на небесах и на земле, то не было бы смысла в оказании милости, подчиняющей нам все блага».

Праведники часто обращали внимание на то, что присутствие в сердце раба чего-либо из мирского, представляет опасность. Поэтому они проявляли невероятное усердие, чтобы предостеречь мюридов от последствий любви к мирскому. В качестве примера приведем несколько глубокомысленных высказываний праведников.

Абуль-Хасан Али ибн аль-Мазин (да будет свята его душа) сказал: «Если вы будете восхвалять какого-либо человека и станете считать его из числа особых праведников (сиддик.Человек, достигший высокой степени познания Всевышнего Аллаха. – Ред.), то для Аллаха это не будет значить ничего, пока в сердце этого человека будет хотя бы крупинка любви к мирскому. Клянусь Аллахом, ещё никто из вступивших в тарикат не впал в духовную погибель, за исключением тех, укого в душе осталась хоть какая-нибудь сладость кбогатству».

Шейх Аш-Шазали (да будет свята его душа) отмечал: «Всевышний Аллах не возлюбит раба до тех пор, пока тот не возненавидит мирское и тех, кто занят погоней за ним, а также пока раб не отречётся от благ обоих миров, от любви к ним. Всевышний Аллах возненавидит каждого, кто возлюбил мирское. Поэтому мюрид обязанвыбросить мирское как из рук, так и из сердца».

Праведник Абу Раби аль-Васити (да будет свята его душа) сказал: «Я попросил Давуда (да будет свята его душа) сделать мне завещание, на что он ответил: «Соблюдай пост от мирского, а разговением своим сделай смерть. Беги от людей так, как убегал бы от диких зверей». Яхья ибн Мааз (да будет свята его душа) говорил: «Страшись всего, что предназначено не для тебя, а затем отрекись от того, что у тебя есть».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёнам