Терпение для веры – как голова для тела

Многие нравственные нормы, моральные правила исламского этикета обусловлены требованиями терпения. Ингушская поговорка гласит: «Голова науки есть ум, голова ума –терпение». Как видно из этой мудрой поговорки, этикет ставит терпение выше науки и знаний и даже выше ума, что может показаться парадоксальным и странным для непосвященного человека, не знающего или мало осведомленного об этой норме этикета. Сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) сказал об этой истине следующими словами: «Будьте терпеливыми, поскольку терпение для веры – как голова для тела. И тело бесполезно без головы, и вера бесполезна без терпения» (НахIдж аль-балагIа).

Терпение является одним из наилучших качеств истинного мусульманина, поэтому Всевышний Аллах уделил этой теме в Своей Книге особое внимание. В Священном Коране примерно семьдесят раз затрагивается тема терпения, из которых более десяти раз эта тема имеет отношение к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

Листая страницы истории, очень легко убедиться в том, что одной из важнейших причин или можно сказать самой важной причиной жизненного успеха и достижений выдающихся людей является терпение. Терпение, стойкость, выдержка, выносливость помогли им стойко перенести все трудности и испытания, выпавшие на их долю в жизни. Люди, которые не обладают этими качествами, очень быстро сдаются и оказываются в плену поражений, что естественно влечет за собой беды и еще большие несчастья. Поэтому смело можно сказать, что терпение должно быть приоритетом для каждого человека и всего общества в целом. 

Священный Коран в одном из аятов после упоминания терпения говорит: «Воистину, это из решимости в делах». (Сура «Лукман» аят 17).

Дело в том, что терпение стоит, как принцип, на страже сохранения гармонии, согласия, взаимного уважения между людьми и в обществе в целом, особенно в конфликтной ситуации. Ссора между людьми чаще всего возникает из-за того, что обе стороны конфликта не подавляют свой гнев, не проявляют терпения.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,сказал: «Не тот силен, кто побеждает часто, а тот, кто владеет собой в гневе».

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,также сказал: «Кто подавляет свой гнев, Всевышний Аллах отвратит от него кару в Судный день».

В любой конфликтной ситуации проявление терпения, хотя бы одной из сторон, приобретает решающее значение. Если обе стороны не терпеливы, это может привести к бессмысленному и безумному уничтожению, всеобщему истреблению друг друга противостоящими сторонами. Как было сказано выше, этикет ставит терпение выше науки и выше ума потому, что «потеряв» терпение, человек теряет разум, сохранив же его, он сохраняет и знания, и ум, способность совершать разумные поступки, находить оптимальные решения, достойный выход из конфликтной ситуации.

Терпение учит человека не торопиться, хорошо подумать, прежде чем начать действовать, особенно в сложной ситуации. В жизни часто возникают обстоятельства, когда нет необходимости тотчас прибегать к ответным действиям, это вовсе не обязательно, а нередко и не желательно. Исламская этика призывает нас прощать обиды, а также к неторопливости ради избегания ссоры и вражды.

Призывает человека даже в отчаянном, безвыходном положении вести себя достойно, не терять самообладания.Человек в тяжелой, трагической ситуации гибнет главным образом потому, что не проявляет терпения, из-за чего он теряет разум, отчего и не может найти выход из ситуации.

И в наши труднейшие для народа дни вновь актуальной стала извечная задача выжить, сохранять и развивать свой язык, свою культуру и литературу, сделать первые шаги по возрождению и созданию своего места под солнцем на этой земле, ни на что чужое не претендуя, ни перед кем не унижаясь и никому не мешая, и тем самым сохранить себя, свою самобытность, национальное лицо, честь и достоинство.

Источник Духовный Центр Мусульман Респубики Ингушетия