Где найти идеального друга?

Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Человек пребывает в религии своего друга, поэтому вы присмотритесь, с кем собираетесь дружить» (Достоверный хадис, переданный ат-Тирмизи, Хакимом и др.).

Следовательно, не следует дружить с кем попало. Тот, с кем ты собираешься дружить, должен отвечать в основном следующим четырем условиям:

1.Ум. Это самое главное. Нет пользы от дружбы с невежественным глупцом. Он, стараясь как бы помочь тебе, напротив, может навредить больше, чем враг. Умный человек это тот, который реально смотрит на мир, знает истинное положение дел, он или сам знающий, или воспринимает знание у других.

2. Добрый нрав. Если человек, хотя он и умен, имеет скверный характер, то он в пылу гнева может совершить что угодно. Поэтому бесполезно дружить с человеком скверных нравов.

3. Покорность Аллаху. Нельзя верить нечестивому человеку, который не боится Аллаха, он может совершить все, что вздумается, идя на поводу своего эго.

4. Быть на истинном пути «ахль ас-Сунна ва аль-джама‘а» («люди Сунны и согласия общины»). Сегодня в мире появились сторонники запретных нововведений, т.е. ваххабиты. Если дружить с ними, то незаметно их ересь может перейти к тебе.

Этические нормы, которые каждый человек должен соблюдать по отношению к своему другу.

1. Первая обязанность – помощь другу, как физически, так и материально. Эта помощь тоже имеет три степени: первая и самая меньшая – помочь в нужде другу с радостью и готовностью, если он придет с просьбой. Вторая – помочь в нужде другу без его просьбы, узнать самому, в чем он нуждается, и оказать ему помощь. Третья – самая высшая ступень – помочь другу даже тогда, когда ты сам в такой же нужде, ставя интересы друга выше своих. Так делали первые мусульмане.

У Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) были сподвижники, которых звали «асхабу-ссуффат», которые, полностью отрекшись от мирского, жили в мечети Медины. Они имели постоянство делать все, что требуется для Ислама, хотя сами были материально очень бедны. Как-то раз одному из них как милостыню дали сваренную голову барана. Хотя они все жили бедно, он, считая, что другой живет беднее, передал голову другому, тот – третьему, таким образом эту голову из рук в руки передали семь человек.

В одной священной войне сподвижник, который от полученной раны упал, попросил воду. Как только начал пить, он услышал рядом стон другого раненного, поэтому он движениями показал, чтобы воду подали второму. Раньше если умирал друг, то оставшийся в живых друг заботился о его детях, и не давал им познать лишения.

2. Вторая обязанность касается языка. Следует молча скрывать недостатки, ошибки своего друга, не спорить с ним, не спрашивать его о том, о чем он не хочет рассказывать, не задавать вопросы «Зачем? Где был? Куда идешь?» и т.п. Необходимо сохранять его тайны, не обвинять его родню и тех, кто любит его и кого любит он, не передавая ему клевету и обвинения, высказанные кем-то в его адрес, не передавая и не говоря ему то, что ему не понравится. Но следует повелевать благое и остерегать от плохого, как того требует Шариат, ибо это является добром по отношению к другу.

3. Третья обязанность – не обращать внимания на мелкие погрешности друга. Если стараться искать друга вовсе не имеющего недостатки, погрешности, то можно остаться без друга. Если лучшие качества человека преобладают над худшими, это достаточно для того, чтобы выбрать его в качестве друга. Ибн аль-Мубарак сказал: «Правоверный ищет оправдания другу, а лицемер – недостатки». О брате по вере нужно иметь хорошее мнение, его поступкам тоже нужно, по возможности, стараться найти оправдания, ибо это также является похвальным качеством, которое религия хочет видеть в верующем человеке.

В хадисе говорится: «Остерегайтесь от плохих мыслей о других, плохие мысли – самая ложная речь» (Аль-Бухари и Муслим).

Подобно тому, как ты хочешь, чтобы друг не разглашал твои недостатки, он также желает, чтобы ты скрывал его ошибки. Кроме того, есть достоверный хадис, где говорится, что не совершенствуется вера человека, если он не пожелает для брата по вере того же, чего желает себе сам.

Надо остерегаться споров с другом, это порождает зависть и враждебность, гасит любовь и дружественные отношения. Часто случается, что спорят не ради выявления истины, а чтобы показать свое превосходство, чтобы выявить и разглашать недостатки брата по вере.

4. Четвертая обязанность – говорить с другом на темы, которые ему по душе. С другом надо сохранять добрые отношения, говорить о том, что он любит, надо заботиться о нем и показать свое доброе отношение к нему, необходимо радоваться его радостям и сопереживать, когда он печален и сочувствовать его неудачам. В хадисе говорится: «Когда один из вас полюбит другого брата по вере, дайте ему знать об этом» (Достоверный хадис, рассказанный ат-Тирмизи и Хакимом).

Следует хвалить друга, напоминая о хороших качествах, которыми он обладает. Нужно хорошо отзываться о его семье, детях, о написанной им книге или особенностях его характера.

Если кто-то похвалил твоего друга, то следует довести это до друга, но если кто-то плохо отозвался о твоем друге, то не следует говорить ему об этом, чтобы не ранить его сердце. Ведь причиной переживания становится тот, кто первым сообщил ему об этом. Случаются так, что говорить другу о его порицании другими бывает целесообразным. Если друг помог тебе в чем-либо, следует благодарить Аллаха и не забыть друга. Если кто-то порицает друга, следует заступаться за друга, защитить его. Ты ведь любишь, когда друг защищает тебя, так же и он любит, чтобы ты его защитил. Одним словом, представь себе, что ты прячешься за стеной и тайно слушаешь то, что говорит друг, и смотришь на то, что он делает. Что тебе захотелось бы, чтобы он о тебе говорил и делал для тебя? То же самое хочется и ему. Очень важно, чтобы ты наставлял друга на путь истины, привил ему любовь к религии. Чем материальные блага, ему более важны твои научные знания и наставления. Но наставлять его необходимо ненавязчиво, не перед другими, а искренне, так, чтобы запало в душу. Никак нельзя наставлять его перед посторонними людьми так, чтобы ему было стыдно.

5. Пятое обязательство – и при жизни, и после смерти другу следует читать хорошую молитву. В хадисе, рассказанном Муслимом, говорится: «Тайная мольба для друга воспринимается, и после каждой такой молитвы ангел говорит: «Да одарит Аллах и тебя тем же самым!».

6. Шестое обязательство – преданность, верность дружбе. Необходимо хранить верность и дружбу до самой смерти друга, а после его смерти хранить дружбу с его детьми и друзьями. Признаком верности дружбе считается постоянство в дружественных отношениях и после того, как поднялся на высокие ступени власти, после накопления богатства и т.п., а также опровержение злословия и клеветы людей на друга. Признаком верности дружбе также считается отвержение дружбы с врагом твоего друга, и поддержание дружественных связей с детьми и родственниками друга. Но несправедливо потворствовать, потакать другу в вопросах, противоречащих Шариату.

7. Седьмое обязательство – стараться не допустить того, чтобы он впал в заботы о тебе, был занят твоими проблемами и страданиями. Нельзя требовать от друга исполнения того, что ему трудно сделать, не следует пользоваться его авторитетом, богатством, и не нужно позволять ему обслуживать себя. Друга надо любить только ради Аллаха. Главной целю выполнения обязательств перед другом должно быть приближение к Аллаху и получение от друга доброй мольбы. От друга нельзя требовать большего, чем душевное расположение и взаимополезное времяпровождение. Нельзя видеть себя выше и лучше друга, а наоборот необходимо смотреть на себя, как на его помощника (Конечно же, это ощущение должно быть взаимной).

В хадисе говорится: «Если два товарища дружат, то того из них, кто больше любит своего друга, Всевышний Аллах также любит больше» (Достоверный хадис, переданный ат-Тирмизи).

Источник 

Материалы по теме

Яндекс поиск