НРАВСТВЕННЫЙ ОБЛИК ИСТИННОГО МУСУЛЬМАНИНА!

Внимательный верующий 

Прежде всего, ислам требует от мусульманина, чтобы он обладал истинной верой в Аллаха, поддерживал с Ним прочную связь, постоянно поминал Его и уповал на Него, просил у Него помощи, искал средства достижения цели самостоятельно, но вместе с тем ощущал в глубине души, что он постоянно нуждается в силе, помощи и поддержке Аллаха, какие бы усилия, не прилагал он сам, и к каким бы средствам не прибегал. Сердце искреннего мусульманина остаётся бодрствующим, а разум - ясным. Он осознает великолепие того, что было создано Аллахом во вселенной, и сохраняет убеждённость в том, что только Аллах незримо направляет ход событий в мироздании и управляет делами людей. Поэтому он постоянно поминает Аллаха, видит следы Его безграничного могущества в каждом проявлении этой жизни и в каждом явлении бытия, в результате чего он крепче верит в Аллаха, больше поминает Его и сильнее уповает на Него.

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, в сотворении небес и земли, и в смене дня и ночи - знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя и сидя, и (лёжа) на боках своих, и размышляют о сотворении небес и земли (говоря): "Аллах, не понапрасну Ты сотворил это! Преславен Ты! Убереги же нас от мук огня! "» (Семейство Имрана, 190-191)

Он повинуется повелению Аллаха 

Истинный мусульманин обязан повиноваться всем повелениям Аллаха, проявляя покорность и смирение, ни в коем случае не нарушая Его заповедей, подчиняясь Его приказаниям, даже если они не соответствуют его желаниям, и, следуя Его руководству, даже если это и не будет соответствовать его настроению. Такое повиновение и подчинение велениям Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) во всём, великом и малом, безо всяких оговорок и исключений, и является критерием веры мусульманина.

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «He уверует никто из вас до тех пор, пока желания его не будут соответствовать тому, с чем пришёл я». (Аль-Бухари в Аль-Арба'ини)

Аллах Всевышний сказал: «Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не изберут тебя судьей в спорах, возникающих между ними, а потом уже не будут они ощущать никаких затруднений в связи с тем, что ты решишь, и подчинятся полностью». (Женщины, 65)

Здесь речь идёт о полной и абсолютной покорности решению Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), так как без этого не будет ни веры, ни ислама. Следовательно, в жизни истинного мусульманина нет места таким вещам как отклонение от руководства Аллаха или отказ от исполнения повелений Его Посланника независимо от того, касается ли это самого мусульманина, членов его семьи или других людей, которых он должен направлять, за которых он несёт ответственность и которые, так или иначе, подвластны этому мусульманину.

Он доволен решением и предопределением Аллаха 
 

Истинный мусульманин всегда доволен решением и предопределением Аллаха, и он никогда не забывает тот хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Удивительны дела мусульманина! Поистине, все его дела – благо. Если происходит с ним нечто радостное, он благодарен (Аллаху), и это - благо для него. Если же постигает его бедствие, он терпит, и это - благо для него». (Аль-Бухари). 

Удовлетворённость истинного мусульманина объясняется его твердой убеждённостью в том, что вера в предопределение Аллаха является одним из столпов исламской веры в целом. И он верит в то, что всё происходящее с ним в этой жизни не могло обойти его стороной, ибо это было предопределено, и поэтому он не в силах отразить или избегнуть этого. И он также верит в то, что его удовлетворённость предустановлением и предопределением Аллаха послужит причиной того, что Аллах щедро вознаградит его и запишет его у Себя как одного из покорных верующих, которые преуспеют.  Вот почему у такого мусульманина все является благом. Ведь, если с ним случается что-нибудь радостное, то язык его неустанно благодарит Аллаха, являющегося Подателем благ и Оказывающим милости. Если же его постигает какое-нибудь бедствие, то он проявляет терпение, повинуясь велению Аллаха, и остаётся довольным Его предустановлением и предопределением, в результате чего и то, и другое оборачивается для него благом.

Кающийся

Тем не менее, бывает и так, что душу верующего покрывает пелена небрежения, из-за чего он допускает ошибку или некое упущение, которое не подобает допускать разумному, покорному и смиренному верующему. Однако уже скоро он все осознает и приходит в себя, отбрасывая завесу небрежения, отстраняясь от допущенной ошибки, моля Аллах простить ему упущение и возвращаясь к заповедному и безопасному месту у Аллаха, и при этом он проявляет покорность, раскаивается и просит о прощении.

 Аллах Всевышний сказал: «Поистине, когда богобоязненных касается наущение шайтана, они вспоминают и (сразу же) понимают». (Преграды, 201)

Имеется в виду, что когда богобоязненные люди под воздействием наущений шайтана совершают что-то греховное, они сразу же замечают это и возвращаются к Аллаху с помощью покаяния. Небрежение не может охватить богобоязненное сердце, любящее Аллаха, но оно охватывает сердца, непокорные Его велениям и отклоняющиеся от Его наставления. Что же касается сердца истинного мусульманина, то оно всегда готово открыться для обращения с мольбами о прощении, покаяния и возвращения к Аллаху. Оно постоянно наслаждается благоуханием покорности, следования по правильному пути, благочестия и удовлетворённости.

Он озабочен тем, чтобы угодить Аллаху 

Что бы ни делал истинный мусульманин, он делает это ради Аллаха, заботясь о том, чтобы каждый его шаг и каждое его дело были направлены на угождение Аллаху, а не творению. Более того, когда он делает что-нибудь, стремясь угодить Аллаху, ему иногда приходится вызывать гнев людей. Поступая так, он руководствуется словами благородного посланника (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Того, кто стремится снискать благоволение Аллаха, навлекая на себя гнев людей, Аллах избавит от вреда людей. Того же, кто стремится угодить людям, навлекая на себя гнев Аллаха, Аллах вверит людям». (Ат-Тирмизи, Аль-Куда'и и Ибн Асакир.)

Исходя из этого, мусульманин оценивает свои дела с точки зрения того, насколько они будут угодны его Всемогущему и Великому Аллаху. Если оказывается, что дело будет Ему угодно, верующий принимает и избирает его для себя, если же оно таковым не является, то он отстраняется и избегает его. Благодаря этому мусульманин всегда ориентируется на верный критерий и не теряет из виду вехи искомой дороги и верного пути. Он не впадает в нелепые противоречия, в результате чего ты мог бы видеть его повинующимся Аллаху в чём-то, но непокорным Ему в другом, или же объявляющим нечто дозволенным в одно время и запретным в другое. Ведь когда отправная точка - верна, путь - ясен, а критерии - надёжны, то места для противоречий не остаётся.

Он не обманывает, не мошенничает, не поступает вероломно

Правдивый мусульманин, достигший этой высокой ступени, не мошенничает, не обманывает и не поступает вероломно, так как необходимым условием правдивости являются проявление искренности, справедливость, внутренняя чистота и верность, а не обман, ухищрения, несправедливость и вероломство.

Совесть не даёт восприимчивому и правдивому мусульманину ни обманывать, ни терпеть обман, более того, при одной лишь мысли об этом он вздрагивает от страха, так как считает, что допустив нечто подобное, он утратит свою принадлежность к исламу, согласно утверждению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о котором сообщается следующее: Однажды, проходя мимо выставленных на продажу продуктов, он погрузил руку внутрь и пальцы его ощутили влажность. Он спросил: «Что же это, о хозяин?» Тот ответил: "Их попортил дождь, о Посланник Аллаха”. Тогда он сказал: «Так почему же ты не положил это сверху, чтобы людям всё было видно?! Не имеет отношения ко мне тот, кто смошенничает!»

Мусульманское общество является таким обществом, в котором живёт любовь и в котором в отношениях между людьми господствует искренность, а члены его  отличаются благочестием, правдивостью и верностью, и поэтому в нём нет места мошенникам, обманщикам, плутам, а также неблагодарным и вероломным людям. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, резко порицал мошенничество, обман и вероломство, не ограничиваясь тем отречением от мошенников и вероломных людей, и отказывая таким людям в праве принадлежности к мусульманскому обществу в мире этом, но и заявляя о том, что в День воскресения все вероломные понесут знамя своего вероломства, а глашатай станет громко говорить о нём, указывая на него и привлекая внимание других к его вероломству.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения у каждого вероломного окажется зна­мя и будет сказано: "Это - вероломство такого-то”»

Какой же стыд испытают вероломные люди, посчитавшие, что время скроет их дела, когда в День воскресения об их вероломстве будет объявлено при свидетелях, а сами они станут держать в руках знамена, указывающие на это.

Он добр к людям

Истинный мусульманин мягок, терпелив и добр по отношению к людям в тех случаях, когда мягкость является уместной, доброта – желательной, а терпеливость – похвальной. Это объясняется тем, что мягкость, доброта и терпение являются достойными качествами, которые Аллах любит в Своих верующих рабах, так как людям, отличающимся подобными качествами, они позволяют выработать в себе мягкость характера, тонкость и способность поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми, а это, в свою очередь, приближает их к душам других и внушает их сердцам любовь к ним.

Аллах Всевышний сказал: "Не равны  между собой доброе и дурное, отражай же тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг.  И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом". 

Имеется множество взаимосвязанных между собой по смыслу аятов и хадисов, которые внушают людям любовь к доброте, побуждают их к ней и подчёркивают, что она является высоким нравственным качеством и что это качество  должно быть главенствующим в мусульманском обществе и присущим каждому мусульманину, живущему в таком обществе, усвоившему установления своей религии и воспринявшему свет её указаний. Мусульманину достаточно знать хотя бы уже о том, что доброта относится к числу высочайших атрибутов Аллаха Всевышнего, и Он любит, когда Его рабы проявляют её во всех своих делах. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах добр, и Он любит доброту во всём». 

И, поистине, доброта является великим качеством, за которое Аллах Всевышний вознаградит так щедро, как не вознаградит Он ни  за одно другое из них. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах добр, и Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за строгость и ни за что иное». 

В своих высоких наставлениях Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с похвалой отзывается о доброте, называя её украшением любого дела и отмечая, что к чему бы не примешивалась доброта, она обязательно украшает это собой, внушая к этому любовь душам и взорам людей. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, к чему бы ни примешивалась доброта, она неизменно украшает собой это, если же нечто лишено доброты, то её отсутствие неизменно обезображивает это собой».

Он улыбчив

Одно из обязательных проявлений великодушия и мягкости состоит в том, что человек, которому присущи подобные качества, отличается приветливостью и  часто улыбается, а лицо его излучает радость. Всё это свидетельствует о хорошем нраве, а ислам, как известно, побуждает людей к этому.

В "Сахихе” Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого , даже если речь идёт о том, что следует тебе встречать брата своего с радостным выражением лица». Кроме того, оба шейха приводят хадис, в котором сообщается, что видный сподвижник Джарир бин Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: "С тех пор, как я принял ислам, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ни разу не отказал мне во встрече и всегда улыбался, завидев меня”.

 Поистине, общество, члены которого привыкли проявлять великодушие и симпатию и улыбаться друг другу, является гуманным, высокоразвитым и сплочённым обществом, где человеку оказывается уважение, не нарушаются  нравственные устои и главенствуют высокие человеческие ценности. Однако это и есть то самое исламское общество, к созданию которого побуждают людей  указания и принципы ислама, имеющие отношение к воспитанию. Цель этого состоит в том, чтобы такое общество выделялось среди всех иных человеческих сообществ. И мы действительно видим огромную разницу между обществом, формировавшимся в соответствии с установлениями Аллаха, и материалистическими обществами, где человек живёт в условиях губительного недостатка сочувствия, зачастую не проявляя радости при встрече с соседом или родственником и не улыбаясь для того, чтобы как-то выразить свою любовь к другу. В таком обществе человек постоянно озабочен и занят только удовлетворением своих материальных потребностей, и это погасило в его душе пламя человеческого сочувствия, иссушило в ней источники духовности и привело к тому, что он, подобно волчку, всё время вращается в сфере материальных интересов, не имея возможности ни остановиться, ни успокоиться.

Он гостеприимен

Само собой разумеется, что истинный мусульманин, дух которого пропитался идеей щедрости, отличается своим гостеприимством, с радостью встречает гостя и спешит оказать ему почёт и уважение. Он поступает так в силу одного из присущих его душе исламских свойств, в основе которых лежит вера в Аллаха и в Последний день, ведь посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает почёт своему гостю» (Аль-Бухари и Муслим).  

Таким образом, оказывая почёт своему гостю, человек подтверждает, что он верит в Аллаха и в Последний день. Вот почему оказание почёта в подобных случаях называют "наг­радой”, которая предназначается для гостя и служит формой выражения ему благодарности за то, что он дал принима­ющему его возможность совершить праведное дело, подтвердив свою веру и сделав то, что угодно Аллаху.

Сообщается, что однажды посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает своему гостю почёт в качестве награды для него». Люди спросили: ”Какова же его награда, о посланник Аллаха?” Он сказал: «День и ночь, всего же гостеприимство следует оказывать в течение трёх дней, а всё то, что сверх этого, будет уже садакой».

Поистине, оказание почёта гостю является любимым делом искреннего мусульманина, за что он к тому же и получит награду. Ислам упорядочил правила гостеприимства, и установил для него определённые границы. Так, наградой гостю являются день и ночь, затем следует обязательное гостеприимство, срок которого равен трём дням, а всё то, что превышает этот срок, рассматривается уже как садака и будет записано в книге благих дел благородного и гостеприимного человека. 

 В исламе оказание почёта гостю не является добровольным и зависящим от настроения или личных взглядов делом. Это – обязанность мусульманина, и он должен поспешить выполнить её, если вдруг в двери его дома постучат или если во дворе его появится гость, так как пророк, , сказал: «Принять гостя – непреложная обязанность каждого мусульманина, что же касается оказавшегося во дворе его утром, то он для хозяина дома (подобен) долгу, и если гость захочет, то он вправе потребовать выплаты этого долга, а если нет, он может отказаться от этого».  

Он ни над кем не насмехается

Мусульманин, душа которого преисполнена любовью к смирению, весьма далёк от того, чтобы презирать других людей или глумиться над ними. Объясняется  это тем, что наставления Корана, прививающие его душе любовь к смирению и отвращение к высокомерию и стремлению  к возвышению, в то же самое время запрещают ей глумиться над людьми и презирать их.

Аллах Всевышний сказал:    
О те, кто уверовал! Пусть никто из людей не глумится над другими людьми: может быть, они лучше их. И женщины (пусть не глумятся) над женщинами: может быть, они лучше их. Не злословьте друг о друге  и не давайте друг другу прозвище. Скверно называть нечестивым (человека) после (того, как он пришёл к) вере, а несправедливыми являются те, кто не покаялся.

Что же касается Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он разъяснил, что проявление мусульманином презрения по отношению к своему брату является злом в чистом виде. Он сказал: «Для того, чтобы совершить зло, человеку достаточно проявить презрение по отношению к своему брату в исламе».

Ислам не просто самым тесным образом связал нравственность с религиозными убеждениями и поступками, но сделал благонравие важным требованием веры и её критери­ем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Самой совершенной верой обладает тот, кто имеет самую высокую нравственность». 

Источник Региональное Духовное Управление Мусульман Республики Мордовия