Гордость-смертельная болезнь!

Дорогие братья, все основы исламского вероубеждения строятся на чувстве понимания человека, что он раб Аллаха, что он целиком и полностью принадлежит Ему. И только через это чувство прокладывается путь раба к Аллаху. Единственное, что может разрушить понимания того, что он раб Аллаха-«гордость». Если сердце человека переполнено гордостью, то там нет места чувству рабства.

      Своим появлением в исламе гордость обязана бунту ангела Иблиса на требование Всевышнего преклониться перед первым, созданным им человеком – Адамом.

Аллах в Коране говорит: ”Когда Мы сказали ангелам: поклонитесь Адаму, и они все поклонились, кроме Иблиса, он отверг и возгордился и стал из неверных” (Корова. 34). 

С тех пор шествует он по миру, отравляя души слабых и безвольных высокомерием.

Поистине Всевышний Аллах не любит гордецов (Священный Коран, смысл 23 аята, суры «ан-Нахл»).

«Не вороти лица своего от людей из-за высокомерия и не иди кичливо по земле. Воистину, Аллах не любит бахвалов и гордецов » (Коран 31:18).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не войдёт в рай тот, у кого в сердце будет хоть песчинка гордости» (имам Ахмад).

Сообщается от Пророка (мир ему и благословение), что он сказал: «Человек, покинувший этот мир, войдёт в рай, если не имел три качества: 1) гордость, 2) вероломство, 3) долг (если тот не простит)» (имам Ахмад, ат-Тирмизи, имам аль-Хаким).

«Поистине, те, которые возгордились в поклонении Мне (Аллаху), войдут в ад униженными» (сура «Гафир», аят 60).

Аллах в Коране сказал: «Войдите во врата ада, в котором вы (гордецы) будете вечно, и как же плох итог гордецов» (сура «аз-Зумар», аят 72).

       Основой гордыни является то, что человек, возвеличивая себя, видит других ниже себя, пренебрегает ими, считая их ничтожествами. Гордец редко бывает благородным человеком. Он всегда убеждён, что получает меньше, чем заслуживает. Гордость не может быть знаком совершенства. Это считается лишь показателем невежества, неведения и неполной образованности. Гордость имеет множество различных выражений и проявлений, бывает скрытой или отражается в поведении и внешнем облике. Увы, но ей подвластны все смертные, но лишь немногие способны преодолеть этот порок, дабы сыскать милость Создателя.

 Гордость может быть у человека и в вопросах религии, и в мирских делах. Человек может гордиться своими материальными благами, имуществом. Ученый, занятый распространением религии, может гордиться своим красноречием, умением хорошо читать Коран.  Когда человек пробуждает в себе гордость, он опускается до такой степени, что он будет лишен аромата Рая, который можно будет почувствовать на расстоянии пятисот лет пути. Многие социальные проблемы, существующие в обществе, являются результатом гордости. Из-за гордости люди издеваются над другими, смотрят на других свысока.

        Однажды один сподвижник, заметив в другом высокомерие, напомнил ему: “Ты тот, кто прошел дважды оттуда, откуда выходит моча”. Т.е. первый раз, когда тебя зачали, а второй раз, когда ты родился. Сподвижники ужасно боялись этого порока, они воспитывали себя и порой заставляли себя делать работу в качестве наказания за свою гордость. Были и такие, которые несколько дней чистили санитарные узлы мечетей, чтобы изгнать из себя гордыню.

         Событие, произошедшее с Аязом

Аяз был любимым советником великого султана Махмуда Газневи за свои многочисленные достоинства. Остальные придворные завидовали ему, и однажды кто-то из них пришел к султану и доложил, что Аяз крадет из государственной казны. Правитель ответил, что такого не может быть. Министры объяснили, что Аяз зачем-то открывает ящик с казной в два часа ночи, это и доказывает, что он оттуда что-то берет. Тогда они решили проследить за Аязом: они увидели, что во втором часу ночи, как обычно, он открыл сейф, где лежала царская казна. Он вынул оттуда свою старую одежду, которую носил когда-то раньше, надел ее на себя и сказал себе: «О, Аяз, не забывай свого прошлого!» (имея в виду, что его высокое положение не должно вызывать у него гордости).

          Мауляна Санави говорит: «Если Всевышний Аллах предоставит мне такое место в Раю, куда обитатели Рая будут ставить свою обувь, я буду считать это великим приобретением. Может быть, я буду недостоин даже этого, но я надеюсь на это по милости Аллаха».

Это было смирение великой личности, у которого было много учеников, он был автором многих книг и святым (вали) своего времени. Такое поведение должно быть примером для нас, все праведные предки заботились о том, чтобы гордость не проникла в их сердце.

          Пусть Аллах, Субханаху ва Та'аля очистит нас от всех духовных болезней, в частности, от смертельно опасной болезни «гордость». Дай Аллах нам сил понять свою ничтожность, чтобы победить в себе гордыню. Амин

Муфтий Республики Мордовия Айзатуллин Зяки Абдулкаримович