Благонравие – основа религии

Знайте, основой религии являются благие нравы, и Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) был послан, дабы их усовершенствовать. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, я послан для усовершенствования благих нравов».

Сущность благих нравов заключается в том, чтобы человек был лёгким, деликатным и мягким со своими домочадцами, прислугой и всеми мусульманами.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Обитатели Рая – это люди мягкие, легкие и близкие по отношению к другим, а обитатели Ада – суровые и жестокие». Тогда сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), а как определить жестоких людей?». На что Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Это люди, проявляющие суровость по отношению к домочадцам, друзьям и родственникам».

Наш великий Господь сказал (смысл): «И говорите людям приятное» (сура «Аль-Бакара», аят 83).

Также Всевышний сказал (смысл): «Скажи, о Пророк, Моим рабам, чтобы они вели свои речи наилучшим образом» (сура «Аль-Исра», аят 53).

А наилучшее вбирает в себя всё самое благое и приятное. В отношении других проявляй те качества, которые обрадовали бы и твою душу: приятную речь, хорошие слова, благие и красивые поступки. А скверных речей, непристойных слов и дурных деяний старайся избегать и не совершай их по отношению к другим. Ведь, совершая те или иные поступки по отношению к другим рабам Аллаха, ты должен помнить о том, что Всевышний воздаст тебе тем же, Всемогущ Аллах и Превелик. Знайте, что подобное воздаяние – есть самое соответствующее. То есть тот, кто будет для рабов Аллаха Раем, милостью и прохладной тенью, в которой отдыхают люди, получит соответствующее воздаяние от Всевышнего Аллаха. Ведь тот, кто оказал почёт рабу в знак уважения к его господину (саййид), тот на самом деле возвеличил самого господина.

Поэтому в хадисе от Всевышнего Аллаха говорится, что в Судный день Господь скажет Своему рабу: «Я испытывал голод, а ты не накормил Меня. Я просил тебя утолить Мою жажду, но ты не напоил Меня. Я был болен, а ты не навестил Меня». На что раб ответит: «Как же Ты можешь испытывать голод, в то время как Ты – Господь всех миров?! Как же Ты можешь болеть, будучи Господом всех миров?! Как же Ты можешь просить утолить жажду, в то время как Ты – Господь всех миров, Который и содержит их всех?!». Тогда Творец, пречист Он и Свят, разъяснит: «Поистине, болел Мой такой-то раб, и если бы ты навестил его, то обнаружил бы Меня возле него. Мой такой-то раб испытывал голод, если бы ты накормил его, то нашёл бы у Меня отданное ему. 

Такой-то Мой раб просил тебя утолить его жажду, если бы ты напоил его, то и это ты нашёл бы у Меня». То есть Свои слова Всевышний Аллах разъяснил Сам: «Я испытывал голод, Я болел, Я просил у тебя утолить Свою жажду» следующими выражениями: «Мой такой-то раб испытывал голод, Мой такой-то раб заболел, Мой такой-то раб просил у тебя утолить его жажду».

Благонравие приносит пользу своему обладателю в обоих мирах, об этом повествуется в хадисе об Абу Талибе. Однажды Аббас (да будет доволен им Аллах) спросил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), Абу Талиб ведь оберегал тебя и помогал тебе, принесёт ли это ему пользу на том свете?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, и если бы не я, то он оказался бы на самом нижнем уровне Ада».

Также рассказывают, что Абу Ляхаба видели во сне пьющим воду из своего большого пальца, а происходило это каждый раз в ночь на понедельник. И это благодаря тому, что Абу Ляхаб освободил свою рабыню в тот день, когда узнал от неё добрую весть о рождении Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Один из праведников сказал: «Кто из общины Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не смог увидеть его (мир ему и благословение), и искренне желает этого, тот пусть посмотрит на Коран. Ибо нет никакой разницы между взором, обращённым на Коран, и взором на любимого Пророка (мир ему и благословение). Коран подобен развернутому образу человека, имя которого Мухаммад (мир ему и благословение), сын Абдуллаха, сына Абдульмутталиба».

Другой праведник отмечал: «Кто желает созерцать Посланника Аллаха (мир ему и благословение), пусть следует его Сунне, особенно в тех местах, где она предана забвению. Так как оживление Сунны Пророка (мир ему и благословение) подобно оживлению самого Пророка (мир ему и благословение). И тот, кто оживил Сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение), подобен оживившему всё человечество, ибо Пророк (мир ему и благословение) вобрал в себя всё благое в совершенстве».

Также один из праведников сказал: «После того как Мухаммада (мир ему и благословение) послали пророком ко всему человечеству, для людей не осталось чего-либо неизвестного, касаемо дурных нравов, ибо Пророк (мир ему и благоловение) подробно разъяснил нам пути их происхождения». Это значит, что для человека не осталось ни малейшего повода для совершения дурного, так как Пророк (мир ему и благословение) разъяснил людям, что собой представляет благой и дурной нрав.

Учёные-богословы отмечали, что Всевышний Аллах предложил Пророку  (мир ему и благословение) ключи от всех земных благ, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не принял их. Тогда Творец вознёс Пророка (мир ему и благословение) в ночь Вознесения на небеса и показал ему всех ангелов, а также Рай. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не обратил на всё это внимания. И Всевышний сказал (смысл): «Взор Пророка не отрывался от дозволенного и не переходил его границы» (сура «Ан-Наджм», аят 17). Он не смотрел налево и направо, и поэтому Всевышний сказал (смысл): «Поистине, ты обладатель великого нрава». Это означает, что ни беды, ни блага не могут заставить Посланника Аллаха (мир ему и благословение) свернуть с истинного пути.

Известно, сколько невзгод и мучений перенёс Пророк (мир ему и благословение), проявляя терпение. Его благословенная голова была ранена, был сломан зуб, но, несмотря на это, он говорил: «О мой Господь, прости моему народу, ибо, поистине, он не ведает, что творит!» И в Судный День, когда каждый пророк будет переживать за себя, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) будет восклицать: «Моя община, моя община!».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёнам