УВАЖЕНИЕ К ОБИТАТЕЛЯМ МОГИЛ

После смерти человек попадает в загробный мир – барзах. Аяты и сахих хадисы точно указывают на то, что в могиле продолжается «жизнь», подобная жизни в этом мире. Эта настоящая жизнь, которая продолжается после смерти, называется жизнью в барзахе.

Множество риваятов, дошедших от нашего любимого Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) повествует о том, что каждый человек после своей смерти находится в таком состоянии, когда он может воспринимать окружающий мир. Однако необходимо точно определить суть этого состояния...

НОРМАЛЬНАЯ человеческая жизнь проходит в постоянном служении, исполнении своего долга перед самим собой, своей семьей и Господом. Человек живет, не зная, чем закончится его жизнь – Раем или Адом.

А в мире барзах, если человек был из тех, кто обладает иманом, значит он уже прошел испытания и спасен от всех трудностей. Этой жизни могут удостоиться только люди, достигшие вечного блаженства. Для него перестают быть актуальными любые проблемы, горести, тревоги, заботы. Там нет несправедливости, насилия, зависти и ненависти. Об этом утверждает даже Ибн Таймия, которого раньше всех остальных рекомендуют авторы, обладающие особым мнением по поводу посещения могил и его адабов. Вот что он говорит по данному вопросу: «Существует разная оценка тех сахих хадисов, в которых говорится о повелениях Всевышнего Аллаха относительно того, что шахиды продолжают жить и получают пропитание, и тех риваятов, где говорится, что их души обитают в Раю».

Некоторые люди утверждали, что подобные особенности присущи лишь шахидам и не относятся к праведникам и к остальным. Однако, согласно достоверному мнению, принятому всем сообществом ахли-сунны, жизнь душ, их пропитание и вхождение в Рай не являются особым свойством, присущим лишь шахидам.

Имеется также множество риваятов от ‘Аиши (рады- ялЛаху ‘анха) и других сахабов относительно того, что мёртвые способны видеть. Как сказано в хадисе, душа покойника возвращается в его тело в тот миг, когда он слышит обращённые к нему слова. Воссоединение духа с телом по велению Аллаха – это такое же мгновенное событие, как сошествие ангела на землю или внезапное появление сияния света, или пробуждение человека ото сна. Сведения об этом приводятся во многих хадисах.

Муджахид (рахматулЛахи ‘алейхи) говорил так: «Иногда души в течение семи дней после похорон остаются в могиле». Малик ибн Анас (радыялЛа- ху ‘анху) сказал: «До меня дошел риваят о том, что души могут находиться там, где захотят» (Ибн Таймия «Маджма’уль- Фатава», 24/332, 362).

Самый первый и важный вопрос относительно посещения могил и его адабов состоит в том, что аяты и хадисы ясно свидетельствуют: перешедшие в ахират и упокоившиеся в могилах люди получают сведения о событиях, происходящих в этом мире, в той мере, в какой дозволено Аллахом. Они знают о наших посещениях, слышат наши приветствия. До них доходит информация о том, что делают их близкие на этом свете. Обо всем этом сказано в риваятах. Именно таков смысл многих хадисов, в которых говорится о необходимости строить наши отношения с обитателями могил с учетом данного факта, относиться к ним так, как будто перед нами люди, живущие в этом мире. Приветствовать тех, кто находится в могиле, во время посещений вести себя так же, как и тогда, когда навещаешь живого человека, держаться лицом к могиле, остерегаться таких действий, которые могут их обеспокоить, — вот лишь некоторые из тех правил, которые нужно соблюдать.

Однажды Посланник Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) увидел человека, опирающегося на могилу, и сказал ему: «Не причиняй страданий обитателю могилы» (Хафиз ибн Хаджар «Фатх», 3/178).

В своем произведении «Ма- гани аль-Асар» Тахави приводит такой риваят от ‘Умара ибн Хазма:

«Посланник Аллаха (сал- лялЛаху ‘алейхивасаллям) увидел меня над могилой и велел мне: «Сойди с могилы и не причиняй страданий обитателю могилы, чтобы и он не причинил тебе страданий» (Хайтами «Маджма’уз-Заваид», 3/61; Таха- ви «Магани аль-Асар», 1/296).

В одном известном риваяте от Ибн ‘Аббаса (радыялЛаху ‘ан- хума) говорится: «В один из дней Пророк (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) зашел на кладбище Медины и, повернувшись лицом к могилам, сказал: «Да приветствует вас Аллах, о обитатели могил! Пусть Всевышний Аллах благословит нас и вас» (Тирмизи «Сунан», № 1053, имеется множество других риваятов, подтверждающих достоверность данного хадиса).

В комментариях к этому хадису Мулла ‘Али аль-Кари дает такое пояснение: «Этот хадис указывает на то, что является мустахабом поворачиваться лицом к могиле, когда приветствуешь покойника или совершаешь ду’а. Так всегда поступали мусульмане.

Ибн Хаджар думает по-другому: «По нашему мнению, во время ду’а сунной является повернуться лицом к кыбле. Другие хадисы относительно ду’а подтверждают такое мнение».

Данное мнение Ибн Хаджара является спорным. Тем более, что Посланник Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) во многих случаях, совершая ду’а, не поворачивался в сторону кыблы. К примеру, Посланник Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) совершал ду’а, не поворачиваясь в сторону кыблы, когда посещал могилы, совершал таваф, заходил в мечеть или выходил из мечети, когда ел или пил, навещал больного и во многих других подобных случаях. Из такой практики Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) можно сделать следующий вывод: если имеется аят или хадис о необходимости повернуться лицом в какую-либо сторону во время совершения конкретного ду’а, то надо следовать этому указанию. Если нет подобного указания, то лучше всего повернуться в сторону кыблы.

Некоторые ученые из числа праведных предков во время посещения могилы Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) совершали ду’а, повернувшись лицом к кыбле, но такая практика исходила не из необходимости, указанной в аятах или хадисах.

… Как при посещении живого человека мы поворачиваемся к нему лицом, точно так же должны поворачиваться в его сторону при посещении его могилы. Если при жизни человека мы при посещении из уважения к нему садились поодаль от него, то и после его смерти должны с уважением садиться поодаль. Если это человек, к которому при жизни мы садились близко, то, навещая его после смерти, должны садиться близко от него (Али аль-Кари «Маркатуль- Мафатих», глава «О посещении могил», 4/114-115).

Ибн Аллан в пояснениях к этому хадису говорит следующее: «Этот хадис показывает, что человек, посещающий усопших, должен приветствовать их и совершать ду’а, повернувшись к ним лицом, и это является сунной. К тому же и на практике всегда делалось подобным образом» (Ибн Аллан «Далиль аль- Фалихин», 3/17, 21). 24.

В книге под названием «Тухфатуль-Мухлисин» аль- Фаси приводит риваят от Ибн Мас’уда (радыялЛаху ‘анху): «Я видел Посланника Аллаха (сал- лялЛаху ‘алейхивасаллям) на могиле ‘АбдуллахаЗиль- Биджадайна.…После завершения похорон, он поднял руки и повернулся к кыбле» (Аль-Фаси «Тухфатуль-Мухлисин», стр. 231.

Такой же хадис приводит Абу Авана в своем «Сахихе». Имам Бухари под заголовком «Глава о совершении ду’а, не повернувшись к кыбле», приводит хадис о том, как Посланник Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям), стоя на минбаре, совершил ду’а с просьбой о дожде). 25.

Кади ‘Ияд в книге «аш- Шифа» приводит такой хадис: «Я видел, как Анас ибн Малик (радыялЛаху ‘анху) пришел к могиле Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) постоял и затем поднял свои руки. Он так долго стоял, что я подумал, что он уже начал намаз. После этого он приветствовал Пророка (саллялЛаху ‘алей- хи васаллям), а затем повернулся и ушел». 26.

Ибн Вахб передает такие слова Имама Малика (рахматул- Лахи ‘алейхи): «Когда кто- нибудь пожелает приветствовать Посланника Аллаха (сал- лялЛаху ‘алейхивасаллям) и совершить ду’а, пусть приблизится к могиле, повернется к ней лицом. Достаточно приблизившись, пусть произносит приветствие, не дотрагиваясь при этом до могилы руками». 27.

В книге «Тартиб аль-Мадарик» Кади ‘Ияд приводит такой рассказ:

«Однажды в мечети Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) халиф Абу Джа’фар Мансур и Имам Малик о чем-то спорили. Абу Джа’фар во время спора немного повысил свой голос. Имам Малик сказал:«О повелитель правоверных! Не возвышай свой голос в этой мечети. Не случайно Всевышний Аллах повелел, «О те, которые уверовали! Не поднимайте ваши голоса над голосом Пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» (сура «Худжурат», 49:2). А других людей Всевышний Аллах восхвалил: «Воистину, сердца тех, которые при Посланнике Аллаха понижают свои голоса, Аллах очистил для богобоязненности. Им уготованы прощение и великая награда» (сура «Худжурат», 49:3). Третьих же Он осудил: «Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя из-за пределов комнат, не разумеют» (сура «Худжурат», 49:4). Оказывать почтение лежащему в могиле – это все равно, что проявлять к нему уважение при жизни». Абу Джа’фар поверил словам Имама Малика, затем он спросил: «Куда нам повернуться, совершая ду’а: в сторону кыблы или в сторону Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям)?» Имам Малик (рахма- тулЛахи ‘алейхи) ответил: «Зачем же ты станешь поворачивать свое лицо куда-то еще, кроме Посланника Аллаха (сал- лялЛаху ‘алейхивасаллям)? Разве не он перед Аллахом в день кыямат станет средством спасения для тебя и для твоего праотца Адама (‘алейхисалям)? А посему ты повернись лицом к нему. Попроси твоего Господа, чтобы он стал твоим заступником, и тогда есть надежда, что он заступится за тебя. Ведь не случайно Всевышний Аллах повелел: «Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милующим» (сура «Ниса», 4:64) (Кади ‘Ияд «Тартиб аль- Мадарик», 2/101; Хайтами «аль- Джавхаруль-Муназзам», стр. 137). 28.

Мухаммад ибн Ахмад аль-Матарри рассказывает: «Комнаты Посланника Аллаха и его жен, да будет Аллах ими доволен, были смежными с мечетью. Когда люди приходили навестить Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям), они приветствовали и произносили ду’а, повернувшись в его сторону. В это время кыбла находилась у них за спиной. Да благословит Аллах и приветствует его и двух его сподвижников, упокоившихся рядом с ним. Аминь! Точно так же, как кыбла остается у людей за спинами, когда они слушают хутбу во время пятничных и праздничных намазов, так и оставлять кыблу за собой, приветствуя Посланника Аллаха (саллялЛа- ху ‘алейхивасаллям), тоже является мустахабом» (Джамалет- дин ибн Мухаммад аль-Матарри «ат-Та’рифбимаАнастуль- Хиджра мин Ма’алимиДариль- Хиджра», стр. 22).

Имам Навави в «аль-Идахе», рассматривая правила приличия при посещении могилы Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) и двух его друзей – Абу Бакра и ‘Умара (радыялЛаху ‘анхума), говорит так: «Исполняя эти адабы, повернемся лицом к изголовью Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) и попросим его стать нашим заступником перед Господом в День воскресения». Рассказав историю о том, как один бедуин посетил могилу нашего Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям), Навави (рах- матулЛахи ‘алейхи) далее продолжает:

«…Посетитель затем подошел к изголовью Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) встал между могилой и ближайшей колонной, повернувшись к кыбле, восхвалил Аллаха и прочитал ду’а за себя, своих родителей, родных, наставников, братьев и за всех мусульман» (Навави «аль-Идах», стр. 454).

Ибн Хаджар аль-Хайтами в «аль-Джавхаруль-Муназзама» пишет: «То, что посетители могилы Посланника Аллаха (сал- лялЛаху ‘алейхивасаллям) встают лицом к нему, оставляя кыблу за собой, является мустахабом. Многие ученые сочли это приемлемым».

Камаль ибн Хумам отвергает переданный от Абу Ханифы (рахматулЛахи ‘алейхи) риваят о большей предпочтительности поворачиваться лицом в сторону кыблы во время посещения могилы Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) и в доказательство приводит риваят от Ибн ‘Умара (радыялЛаху ‘анху), нашедший свое место в «Муснаде» Абу Ханифы (рах- матулЛахи ‘алейхи): «Во время посещения — мустахабом является обращение лицом к могиле» (Ибн Хумам «ШархФатхуль- Кадир», 3/180).

Ибн Хумам говорит:«Человек, пришедший посетить могилу Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям), встанет лицом в сторону его благословенной могилы, вознесет хвалу Всевышнему Аллаху, прочитаетду’а во спасение Его Посланника, и после этого совершит ду’а за себя, своих родителей и любимых. Он попросит Всевышнего Аллаха заступничества Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) и, еще раз прочитав салават, завершит свой ду’а» (Ибн Хумам «ШархФатхуль-Кадир», 3/187).

Также Ибн Хаджар аль- Хайтами говорил: «Человек, пришедший посетить священную могилу, сначала приветствует Абу Бакра и ‘Умара (ра- дыялЛаху ‘анхума), после этого возвращается к тому месту, где стоял в начале, и, повернувшись лицом к Пророку (саллял- Лаху ‘алейхивасаллям), попросит своего Господа сделать его своим заступником в День воскресения» (Хайтами «аль- Джавхаруль-Муназзам», стр. 147-148).

Фирузабади так поясняет адабы посещения могилы Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям):

«К священной могиле заходишь со стороны кыблы, затем нужно остановиться в двух метрах от могилы и подождать. …Посетитель совершает ду’а за себя и всех верующих. После этого, подвинувшись на полметра вперед, приветствует Абу Бакра (радыялЛаху ‘анху), затем ступает вперед ещё на полметра и приветствует ‘Умара (радыялЛаху ‘анху). После этого он возвращается к прежнему месту, обращается в сторону Пророка (саллял-Лаху ‘алейхивасаллям) и просит своего Господа сделать его своим заступником в День воскресения. Затем он возносит ду’а о спасении себя и своих родителей. Постарается умножить свое смирение и чистосердечие» (Фирузабади «ас- Салятуваль-Башаруфи’с- Саляти ‘аляХайриль-Башар», стр. 162).

В «Фатава аль-Хиндия» дается такое пояснение: «Когда кто-то пожелает посетить могилу, пусть дома прочитает намаз в два ракаата. Читая в каждом ракаате суру «аль-Фатиха», «Аят аль-Курси» и три раза суру «аль-Ихляс», пусть воздаяние за это посвятит усопшему. Благодаря этому действию, Всевышний Аллах воздаст читавшему намаз много савабов и ниспошлет в могилу усопшего луч света. После этого, придя на кладбище, этот посетитель снимет свою обувь, повернется спиной к кыбле и лицом к могиле, а затем скажет: «О, обитатели могил! Да ниспошлет вам Всевышний Аллах свое приветствие! Пусть Всевышний Аллах простит нас и вас. Вы ушли раньше нас, и мы уйдем за вами». Когда будет совершать ду’а, он повернется в сторону кыблы и так произнесет молитву. То же самое сказано и в «Хизанатуль-Фатава» («Фатава аль-Хиндия», 5/350).

Говоря об адабах посещения могил, Ибн ‘Абидин говорит: «…Нужно приветствовать словами «ассаляму ‘алейкум». Приветствие в виде «’алейкум салям» считается нежелательным. Не случайно в хадисе приводится в таком виде: «ассаляму ‘алейкум, верующий народ этой земли! ИншалЛах, в скором времени и мы присоединимся к вам. Прошу у Аллаха прощения за нас и за вас». После этого посетитель совершает ду’а, стоя на ногах.А если он захочет присесть, то должен садиться подальше или поближе в зависимости от того, как обычно садился при жизни усопшего» (Ибн ‘Абидин «Радд аль-Мухтар», 5/368).

Шафи’итский ученый Хатыбаш-Ширбини в своей книге «Мугниль-Мухтадж» дает такие пояснения: «Тот, кто посещает могилу, после чтения Куръана совершает ду’а за упокой души усопшего, в надежде, что его молитва будет принята, так как совершенная молитва приносит пользу умершему. Больше вероятность принятия ду’а, совершенного после чтения Куръана. Вовремяду’а лучше повернуться в сторону кыблы, хотя некоторые ученые из Хорасана и говорили, что мустаха- бом будет повернуться в сторо- ну усопшего» (Аш-Ширбини «аль-Мугниль-Мухтадж», 1/365).

Из приведенных до этого момента изречений становится ясно, что одна часть ученых сочла необходимым во время совершения ду’а поворачиваться в сторону кыблы, опираясь при этом на те риваяты, в которых говорится о предпочтительности этого, за исключением некоторых случаев, когда ду’а совершается во время еды и питья, при посещении туалета или во времяхутбы пятничной молитвы. А другая же часть ученых высказалась за то, чтобы во времяду’а смотреть в сторону могилы.

При этом они опирались на те риваяты, в которых указывается, что во время посещения могил Посланник Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям), совершал ду’а, повернувшись в сторону могилы... Достопочтенная ‘Аиша (радыялЛаху ‘анха) объясняет так: «Когда в моем доме были захоронены Посланник Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) и мой отец Абу Бакр (радыялЛаху‘анху), я могла спокойно открывать свое покрывало. Ведь один из них был моим мужем, а другой — моим отцом. Однако, когда в моей комнате был захоронен ‘Умар (радыял- Лаху ‘анху), я стала укрываться, поскольку стеснялась его» (Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», № 25600; Хайтами «аль-Джавхаруль- Муназзам», 8/26; Хаким «Муста- драк», 3/61. Хайтами говорит, что передатчики этого хадиса достойны доверия).

Ибн Хаджар (рахматулЛахи ‘алейхи) в своем труде под названием «Тахзибат-Тахзиб» передает от Абу ‘АбдулЛахаХакима ан-Нисабури: «Я слышал, как Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Муаммиль ибн аль-Хасан ибн ‘Иса рассказывал:

«Однажды мы с группой шейхов, в которую входили имам Абу Бакр ибн Хузайма (рахматулЛахи ‘алейхи) и его свояк ‘Али ас- Сакафи (рахматулЛахи ‘алейхи), поехали посетить могилу ‘Али ибн Муса ар-Риза в городе Тусе. Ибн Хузайма (рахматулЛахи‘алейхи) до такой степени выказал свое смирение и почтение перед могилой, что мы были сильно удивлены этим» (Ибн Хаджар «Тахзибат-Тахзиб», 7/388. Этот риваят является достоверным, доведен через непрерывную цепочку передатчиков).

Имам ШамсуддинЗахаби в «Му’джамаш-Шуюх», рассказывая о жизни Ахмада ибн ‘Аб- дульмуъмина аль-Казвини, говорит следующее:

«Ахмад ибн ‘Абдульмуъмин много раз повторял нам, что Абу Джа’фарСайдаляни передал в письменном виде от Абу ‘Али Хаддада, а он устно передал от Абу На’имаХафиза, от ‘АбдулЛаха ибн Джа’фара, от Мухаммада ибн ‘Асыма, от Абу Усамы, от ‘УбайдулЛаха, от Нафи’, от Ибн ‘Ума- ра (радыялЛаху ‘анхум):

«Ибн ‘Умар (радыялЛаху ‘анху) считал макрухом дотрагиваться руками до могилы Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям)».

Как передано от его сына ‘АбдулЛаха ибн Ахмада, когда у Ахмада ибн Ханбаля попросили дать вердикт по вопросу о приемлемости дотрагиваться руками до могилы Пророка (саллял- Лаху ‘алейхивасаллям) и целовать ее, он сказал, что не видит к этому никаких препятствий» (ШамсуддинЗахаби «Му’джамаш-Шуюх», 1/72)

... Мы уже ранее приводили риваят о том, как Имам Малик воспрепятствовал халифу Абу Джа’фару повышать голос рядом с могилой Пророка (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) (Риваят под 26-м номером). Мы знаем, что когда у Имама Шафи’и (рахматулЛахи ‘алейхи) появлялась какая-то нужда, он читал намаз в два рака’ата, а за- тем у изголовья могилы Имама А’зама (рахматулЛахи ‘алейхи) совершал ду’а Всевышнему Аллаху о своей нужде, и его пожелания тотчас исполнялись (Риваят под 20-м номером).

Рассказывая о жизни ханафитскогофакиха из Египта, ка- ды Баккара ибн Кутайбы (рах-матулЛахи ‘алейхи), Имам Захаби передает от Ибн Халликана: «Широко распространено известие о том, что у могилы Баккара ибн Кутайбы принимаются молитвы» (Захаби «СиярА’лямин-Нубаля», 12/603; Ибн Халликан «Вафяатуль’Аян», 1/280).

Итак, исходя из всех этих риваятов и высказываний учёных, можно сделать вывод, что наши праведные предки относились к умершим точно так же, как и при жизни.

Именно поэтому, посещая могилы, они совершали ду’а за умерших, повернувшись лицом к могиле, в знак уважения к тому, кто покоится в этой могиле.

Вот, например, Абу Аюб (радыялЛаху ‘анху) от тоски по Посланнику Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) пошел к его могиле и положил свое лицо на могильную землю.

Сабит аль-Бунани (рахматулЛахи ‘алейхи) целовал руки Анаса ибн Малика, прижимал их к своему лицу и глазам, говоря, что эти руки дотрагивались до рук Посланника Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям).

От переполнявшей их сердца любви к Пророку (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) благородные сподвижники спросили у него: «Может, нам следует совершать тебе сажда?» Пророк (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) ответил им: «Нет!» Если бы он дал свое согласие, они все совершили бы сажда Посланнику Аллаха (сал- лялЛаху ‘алейхивасаллям) точно так же, как братья поклонились Юсуфу (‘алейхисалям) – не ради поклонения, а из почтения к нему» (Табарани «аль- Му’джамуль-Кабир», 1/73).

Источником всех подобных поступков является исключительно переполнявшая сердца любовь к Посланнику Аллаха (саллялЛаху ‘алейхивасаллям). Ибо каждый мусульманин обязан любить Аллаха и Его Посланника (саллялЛаху ‘алейхивасаллям) больше, чем всех людей, своих детей и свое имущество, сильнее Рая и его хурий и даже больше самого себя. Более того, Абу Бакра и ‘Умара (радыялЛаху ‘анхума) всех сахабов и тех, кто истинно идет по их пути, муъмины любят больше, чем себя. В этом нет ничего непонятного.


Камиль-хазратСамигуллин Муфтий Республики Татарстан.

Из книги “Посещение могил (предписания шариата и правила приличия)”

Опубликовано в научно-популярной газете «Умма»источник сайт Муфтията Республики Татарстан.