Четыре разновидности смерти нафса (эго)

Знайте, в борьбе человека против своего нафса заключено много благ. А в следовании и угождении желаниям нафса кроется  источник всех бед. В качестве довода достаточно привести единогласное мнение учёных и мудрецов всех времён: противостояние нафсу – ключ от всех благ, а основа всякого зла – покорное следование желаниям нафса. Помимо этого, учёные-богословы считают противодействие нафсу основой поклонения Аллаху, выделяя заклание нафса мечами противодействия как одну из важнейших задач тариката. Они говорят:

«Пусть нафс того, кто вступит на наш путь, вкусит четыре разновидности смерти: красную, чёрную, белую и зелёную».

Под красной смертью подразумевается противостояние нафсу и его желаниям, то есть борьба с соблазнами мирской жизни, а также борьба с иблисом (сатаной) и его помощниками. Сам цвет этой смерти указывает на страсти и их подавление, то есть кончину.

Чёрная же смерть – это умение переносить трудности и неудобства, причиняемые людьми, проявляя терпение.

При этом чёрный цвет чаще символизирует тяжесть и трудность, тогда как, например, белая смерть – голод. И в данном случае белизна смерти – это нур (свет), который вселяет голод в душу человека, в его внутренний мир.

А вот зелёная смерть – это ношение заплатанной, старой одежды и отказ от понравившихся красивых одеяний. И жизнь будто бы становится зелёной благодаря довольству малым в мирском имуществе.

Поистине, Всевышний Аллах предопределил переход бараката (благодати) от борьбы с нафсом к каждому Его рабу, который противостоял своим страстям и желаниям, даже если он не является мусульманином.

Рассказывают, что некий монах прославился в Египте своими знаниями о сокровенном. На это один мусульманский учёный сказал: «Его необходимо убить, покуда он не вверг мусульман в заблуждение». И, смазав свой нож ядом, направился к нему. Когда же учёный постучался в двери этого монаха, тот сказал ему: «О мусульманский ученый, брось нож!» Учёный, бросив нож, зашёл и спросил: «Как ты достиг этого?» На что монах ответил: «Благодаря противодействию своему нафсу». После этих слов учёный предложил: «Не примешь ли ты Ислам?» И услышал в ответ: «Да, я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха». Тогда учёный с удивлением спросил: «Что же побудило тебя принять Ислам?» На это монах ответил: «Я предложил нафсу принять Ислам, но он отказался. Тогда я поступил наоборот». Так этот человек получил великое благо именно в борьбе с нафсом.

Противодействие нафсу приносит плоды – озарение, раскрытие тайных знаний Всевышним (фатх) и принятие Аллахом. А соглашение с нафсом, потакание его страстям и совершение всего того, чего он хочет, приносит только унижение и отставание на пути познания Аллаха. Да убережёт Всевышний Аллах нас от этого!

Рассказывают, что Ибрахим ибн Шайбан (да будет свята его душа) говорил: «Долгое время я желал поест досыта чечевицы, но такой возможности мне не предоставлялось. И вот однажды, когда я был в Шаме, мне принесли миску чечевицы, и я поел досыта. Выйдя на улицу, я увидел висящие кувшины с какой-то жидкостью. Я подумал, что это был уксус. Меня спросили: «Чего смотришь? Это образцы вина, а вот и бочки с вином». Тогда я зашёл в погреб и стал крушить винные бочки, выливая их содержимое. А хозяин этой лавки решил, что я выливаю вино по приказу султана. Когда же ему стало известно истинное положение дел, то он отвёл меня к правителю Ибн Тулуну (Египетский правитель того времени), который повелел наказать меня двумястами ударами палкой и бросить в тюрьму. Я сидел в тюрьме, пока в этот город не прибыл мой наставник Абу Абдуллах аль-Магриби (да будет свята его душа), который и заступился за меня. Позже он спросил меня: «Что ты сделал?» На что я ответил: «Я захотел наесться досыта чечевицы и поел её, после чего меня наказали двумястами ударами палкой». На это шейх сказал мне: «Ты ещё легко отделался»».

Однажды человека, сидящего без какой-либо опоры в воздухе, спросили, как он достиг этого. На что он ответил: «Я отказался от желаний своего нафса и мне подчинили воздух».

Из книги «Благонравие праведников» шейха Ахмада-хаджи Абдулаева, Муфтия Дагестана​


Читайте опубликованные главы из книги

1. Сущность человеческого нафса

2. Враждебная сущность и пять уровней эго (нафса)

3. Три способа очищения нафса (эго)

4. Четыре разновидности смерти нафса (эго)

5. Самоконтроль

6. Шесть причин падения нравов

7. Самодовольство

8. Начало любой духовной степени

9. Зависть и ненависть

10. Исцеление от высокомерия

11. Честолюбивый нафс, как бешенный пёс

12. Гнев и его причины

13. Какая связь между нашими поступками и снами?

14. Как поступать если охватывает гнев

15. Хула хуже, чем прелюбодеяние

16. Любовь к благам мирской жизни

17. Ведь каждый в мире странник

18. Проявление рабства перед Господом и его сущность

19. Почему необходимо себя видеть худшим из всех?

20. Себя не оправдывай, других не порицай

21. Ты - раб того, что занимает твое сердце

22. Четыре категории качеств, отдаляющих от Всевышнего

23. Плоды рабства перед Всевышним

24. Довольство Господо, таслим и тафвиз

25. Довольство предопределением и полное повиновение

26. Покой в полной покорности

27. Семь типов стыдливости, ее важность и сущность

28. Стыдливость исходит от веры

29. Благонравие и его достоинства

30. Благонравие – основа религии

31. 13 высказываний о благонравии

32. 14 примеров проявления благонравия

33. Отрешенность от благ мирской жизни

34. Сущность отрешенности от мирской жизни

35. Как бороться с любовью к мирскому

36. Мерило ценности

37. Отрешенность Пророка  от мирского

38. Правдивость (сидку) и ее смысл

39. 9 высказываний о правдивости

40. Терпение и воздержание от оказания помощи нафсу

41. Четыре разновидности терпения (сабр)

42. Необходимость проявления терпения (сабр) при ущемлении прав

43. 13 молитв для проявления терпения

44. Кому принадлежит предопределение

45. Признак того, что Конец Света близко

46. Страх перед Аллахом и надежда на Его милость

47. Ревность

48. Самоотверженность, великодушие, щедрость

49. 10 историй о самоотверженности, великодушии и щедрости

50. Доблесть, мужество и человечность

51. 27 красивых высказываний о мужестве и человечности

52. 6 историй о мужестве и человечности

53. Личная свобода

54. Любовь и лучшие цитаты о ней

55. Искренность

56. Лечение от показухи

57. Тонкости совершения деяний напоказ

58. 9 красивых высказываний об искренности

59. Помощь людям и уважение к ним

60. Скурпулезность в соблюдении предписаний религии

61. 11 красивых цитат о набожности

62. 5 историй о благочестии. Примеры праведных предшественников

63. Вред от чрезмерного общения с людьми

64. Наставление для высокомерных

65. Скромность и смиренность

66. Примеры скромности праведных предшественников

67. Четыре этические правила наставления

68. Рукопожатие

69. Доброе отношение к родителям

70. Печаль. Голод. Истикама

71. Богобоязненность

72. Упование (таваккуль) на Аллаха. Сущность упования

73. Использование причин не противоречит упованию

74. 21 золотая цитата об уповании

75. Достоинство упования

76. О необходимости хорошего мнения о Всевышнем Аллахе

77. Терпеливое отношение к жёнам