Восемь правил врача

Медицина – это дар Всевышнего, она сохраняет наше здоровье. Если в теле не будет здоровья, то не будет здорового разума и здорового духа. Ведь мы знаем, что тело – основное средство мусульманина для послушания Аллаху.

Изучение медицины является обязанностью для всего общества (фарз уль-кифая). В каждом населенном пункте обязательно должен быть врач, и его жители должны создать для этого все условия. Иначе все они попадут в грех. Изучение медицинских наук является таким же богоугодным делом, как раздача милостыни, поминание Аллаха совершение других религиозных обрядов.

В книгах великих учёных, медиков-мусульман перечислены желательные и обязательные адабы (правила внешнего и внутреннего этикета) касающиеся медицинской практики. В наше время испытывается серьёзный недостаток в квалифицированных, богобоязненных врачах.

Первое, что должен знать врач, это то, что медицина не торговля, а поклонение Всевышнему. Он должен знать, что эта высокая степень дарована ему Аллахом. Оказывать помощь больному – одна из святых обязанностей мусульман, и этот долг как никто другой может выполнить врач. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто облегчит мусульманину какую-либо тягость или боль в этом мире, Всевышний облегчит тяготы в Судный День».

К доктору приходят люди с болью, часто со слезами на глазах, и врач спасает, даёт лекарство и является человеком, который облегчает боль.

Первое правило:

Первый из адабов, которые должен соблюдать врач – это вера в Аллаха и упование на Него. Потому что Он является Творцом всех

лекарств. Первые методы лечения Творцом были ниспосланы через откровения пророкам (мир им), они положили начало лечению людей. После этого человечество стало развивать эти методы посредством опытов, практики, изучения, научных открытий. Это говорит о том, что медицина является божественной наукой, и занятие этим делом является делом богоугодным.

В достоверном хадисе сказано: «Всевышний Аллах не создал какую либо болезнь, не создав для неё лекарства». Врач должен знать, что он является средством, к которому прибегают больные, и лекарства, которые он прописывает больным, являются лишь средствами лечения, которое создаёт Аллах.

Второе правило:

Второй адаб – это сохранять целомудрие и застенчивость (Аль-хаяъ). Это долг каждого врача. Это значит, что при осмотре больного нужно соблюдать рамки необходимости, даже если это мужчина. Мужчине запрещено смотреть на половые органы мужчины, если в этом нет необходимости. Если есть врач-женщина, которая может осмотреть пациентку, то врач-мужчина не имеет права осматривать её. Другое дело, если есть крайняя необходимость, если отсутствует какой-либо врач, только в этом случае мужчина может лечить женщину и наоборот. У имама Бухари есть целый раздел в книге по хадисам, где сказано о дозволенности лечения мужчины женщиной и наоборот.

В битве Бадр и Ухуд некоторые женщины лечили раненых, носили воду больным, ибо не было другого выхода. Если женщина идёт на осмотр к врачу, то здесь необходимо присутствие близкого ей человека (махрама). Ислам запрещает уединение, и даже если он – врач, ему запрещено уединяться с посторонней пациенткой в закрытом помещении. Каждый врач должен знать это. В наше время мужчине осматривать женщину по женским болезням – харам, потому что есть много женщин, знающих свою работу. Запретное становится дозволенным настолько, насколько

соблюдается мера чрезвычайной необходимости, эту меру должен определить врач, и если нет такой необходимости, он не должен нарушать этот порядок.

Третье правило:

Третий адаб – добрый, красивый нрав. Добрый и красивый нрав – красота для каждого человека, но особенно для врача. Он должен проявлять милосердие, мягкость к больному, успокаивать больного красивой речью, расспрашивать его о состоянии, а если прикасается, то делать это мягко. Ни в коем случае не проявлять высокомерие к больному человеку, не делать различий между богатым или бедным пациентом. В наше время иногда бедного больного отправляют из кабинета в кабинет, а для богатого и в час ночи созывают консилиум, принимают с особым почетом. Богобоязненный врач так не поступает, для него все рабы Аллаха одинаковы, и он проявляет одинаковое отношение ко всем.

Четвертое правило:

Следующий адаб – тайна, которую должен сохранять каждый врач, к врачу человек обращается в безвыходных ситуациях, может быть так, что какая-то болезнь стала причиной совершения греха, и разглашать грехи своих пациентов врач не имеет никакого права, это считается мерзким поступком.

Пятое правило:

Следующий адаб и долг врача – знание разрешённого и запретного, знание лекарств, которые они прописывают пациентам. Это является долгом врача, верующего во Всевышнего. Он ни в коем случае не должен прописывать лекарства, которые содержат запретные составляющие. Посланник Аллаха сказал: «Поистине Всевышний Аллах не сделал лечение моей уммы (община) тем, что запрещено».

Но у этого правила есть исключение – когда нет другого выхода для спасения пациента, при этом, конечно, также необходимо соблюдение мер необходимости.

Шестое правило:

Шестой адаб – стремление к довольству Аллаха в своей профессии, а не к накоплению богатства. Врач подобен человеку, поминающему Всевышнего, читающему Коран, совершающему молитву. Его работа – ибадат (поклонение Аллаху), и в ней необходимо иметь искреннее намерение, стремление к довольству Создателя.

Для некоторых врачей целью стала только выручка, которую они подсчитывают в конце дня. Если врач будет искренним, то будет стремиться к довольству Аллаха. Удел человека, его материальный достаток – это то, что дает Всевышний Аллах и даже если человек попытается убежать, удел его догонит. Поэтому не об этом должен думать врач, ему нужно думать о своей работе.

 

Седьмое правило:

Седьмой адаб – изучение, совершенствование знаний. Врач должен постоянно учиться, осваивать современные технологии лечения. Не должно быть так, что весь мир объявляет, что те или иные препараты вредны, а он об этом ничего не знает. Нельзя, чтобы врач допускал халатность, наносил вред пациенту из-за незнания. Насколько нанесен вред, настолько высока ответственность перед Всевышним, если по незнанию врача пациент умрёт, врач будет убийцей и ответит перед Всевышним.

За каждый орган есть в Шариате предписанный штраф, и за это несёт ответственность врач, если он не знает своё дело. Этого должен бояться врач.

Восьмое правило:

Восьмой адаб – заниматься только своим делом. Если ты врач, занимайся только медициной, улучшай познания в этой науке, потому что в Коране говорится: «Всевышний Аллах не даровал человеку двух сердец в одном теле». Поэтому знать медицину и быть одновременно специалистом в другой области – невозможно. Есть медики, которые занимаются другими делами, успевают в бизнесе: у них на приёме пациент, а он тем временем заключает торговые сделки, отдает распоряжения, ни на минуту не выключая телефон, а пациент страдает.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину Посланник Аллаха предписал совершенство во всём», в другом хадисе сказано: «Когда кто-либо из вас делает своё дело, пусть делает совершенно».

Дай Аллах, чтобы мы были искренними во всех делах, ведь Ислам – не только в мечетях и на молитвенных ковриках, Ислам должен быть и на твоём рабочем месте. Ты должен соблюдать принципы Ислама, где бы ни находился, чем бы ни занимался. Ты должен быть мусульманином во всём. Дай Аллах нам помощи в этом! Амин.

По материалам книги «Советы лучших врачей»