Зачем человеку нужен разум?

Поистине, когда Всевышний Аллах создал разум, Он обратился к нему: «Повернись в эту сторону» - разум повернулся, «Повернись в другую сторону» - разум повернулся. Затем Всевышний Аллах сказал - «Клянусь Моим Величием, Я не создал более великого создания, чем ты, благодаря тебе Я буду наказывать, и благодаря тебе Я буду вознаграждать!». Благодаря разуму человек стал человеком. Это является самым великим благом Аллаха, ибо обретение счастья в обоих мирах зависит от наличия этого качества. Человек, который не знает своего Создателя и не следует Его повелениям, не является разумным, если даже он имеет человеческий облик. Тот, кто хочет носить это высокое имя – «человек», должен уверовать в Великого и Могущественного Аллаха, который создал и его, и те многочисленные блага, которыми он пользуется в этом мире, и также обещал дать ему на том свете, поселив по Своей милости в дом вечного блаженства Большие грехи, такие блага, которые он даже представить себе не может.

Но Всевышний Аллах также обещал великое наказание тому, кто ослушается Его, отправив его по Своей справедливости в Ад – место вечных унижений и наказаний. «Разум – это вера» - говорится в одном из хадисов Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует). Нет веры – нет и разума, ибо невозможно назвать разумным того, кто, ослушавшись повелений своего Создателя, избрал Ад местом своего пребывания на том свете. И пока не поздно каждый должен опомниться и поразмыслить, как он относится к по- велениям Аллаха, и если найдет себя погрузившимся в грехи – покаяться.

Всевышний Аллах – Милостив, Он открыл врата Своего прощения и призывает к покаянию того, кто согрешил. Всевышний Аллах в Коране говорит: «Скажи Моим рабам, которые поступили несправедливо по отношению к себе, совершая грехи, пусть не отчаиваются в милости Аллаха I. Воистину, Аллах I прощает все грехи, тем, кто не придает Ему сотоварища. Поистине Он – Прощающий, Милосердный». Сура «Толпы» аят 53.

Есть хадис, который гласит: «Грехи – это почта неверия» то есть, грех – предвестник неверия. Если плотская душа (нафс), побуждающая ко злу, будет брать верх и заставит грешить, то немедленно покайся, чтобы с помощью раскаяния по воле Аллаха были удалены следы греховного деяния! Если ты не сможешь оставить запретное по причине своей лени и наслаждения им, которое препятствует прекращению совершения греховного, то ты должен помнить о смерти, которая приходит нежданно, и что возможно ты умрешь, не покаявшись, как многие люди, и станешь из числа тех, кто понесет убыток на том свете. Но если ты не можешь оставить свой грех, потеряв надежду на прощение и милость Аллаха из-за тяжести содеянного тобой греха перед ним или чувствуя величие Того, Кого ты ослушался, то бойся по- терять надежду на милость Всевышнего Аллаха, ибо надежду теряют только пропащие люди. Представь себе величие Его милосердия, постичь которое никто не в силах, кроме Него. Не следует терять надежду, ведь милосердие к грешникам, верующих в Его единственность, превосходит наказание за грехи».

Покаяние за совершенный грех, даже за малый, необходимо совершать безотлагательно. Кто станет тянуть с покаянием и откладывать на время, достаточное для него, тот окажется дополнительно грешен из-за этого.

Составлено по материалам книги Ибн хаджар аль-Хайтами "380 больших грехов".