Важность и ценность религиозных знаний

Дорогие братья и сёстры, о важности светских наук говорить не стоит, ибо наши люди и так знают и видят их пользу, поэтому стараются поступить в светские учебные заведения. Поэтому мы хотим остановиться на важности и ценности исламских наук.

Для человека нет большего несчастья и бедности, чем невежество в религиозных науках. Тем не менее большинство мусульман сегодня довольствуется своим невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним Аллахом. Это единственный путь, ведущий человечество к счастью в обоих мирах. А знания – это душа Ислама. Подобно тому, как тело без души разлагается, и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии» (хадис передал Абу Шайх).

Дорогие братья и сёстры, недруги Ислама пользуются недостаточностью исламских знаний у большинства мусульман. Наше оружие – Коран, хадисы, Шариат – они используют против нас же. Вырывая из контекста аяты Корана и хадисы, приводя их не к месту и не ко времени, они используют их для «подтверждения» своих убеждений, внушая людям, будто Коран и хадисы на их стороне. Ныне сектанты издают и распространяют среди мусульман разные листовки и брошюры, составленные таким образом.

Информационная война, которую ведут с нами наши враги, гораздо страшнее и губительнее, чем война с оружием в руках. Единственным нашим оружием, способным противостоять нашим недругам в этой информационной войне, являются знания. Исламские науки учат нас должному поведению на этом свете, посредством них мы познаём Всевышнего Аллаха, узнаём, как правильно поклоняться Ему, различаем дозволенное (халал) и запретное (харам). Они учат нас, как защищаться от врагов, разъясняют нам суть этого и потустороннего миров и какова разница между ними.

Как же сегодня уже взрослые люди могут приобретать исламские знания?

Источниками таких знаний являются исламские передачи на телевидении и радио, исламские газеты и маджлисы (собрания), уроки Ислама, которые проходят в мечетях, одобренные исламские книги и другая литература, исламские учебные заведения, в которых могут учиться и дети, и взрослые в удобное для них время. Много можно почерпнуть и в общении с истинным учёным-богословом (алимом), который постиг тонкости наук и ведёт себя в соответствии с имеющимися знаниями, спрашивая у него о том, как творить благое, и прислушиваясь к его наставлениям.

Дорогие братья и сёстры, если вас беспокоит то, что ваши дети, родные и близкие могут приобщиться к наркотикам, алкоголю, могут стать хулиганами, по ночам не приходить домой, увлекаться азартными играми, пропадать в игровых залах, стать эгоистами, не почитающими родителей и других людей, – если у вас есть такие опасения, то необходимо отправлять их учиться в исламские учебные заведения: институты, медресе, примечетские школы и т. д., ибо исламское воспитание исходит от Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Только такое воспитание гарантированно защищает человека от всего дурного и очищает общество от духовных пороков.

Тем не менее, находятся люди с поверхностным мышлением, которые утверждают, что после того, как разрешили свободно исповедовать религию, открылись мечети и медресе, пороков в обществе стало ещё больше. Дело в том, что одновременно с разрешением исповедовать религию разрешили и открыто пропагандировать и распространять пороки. Причём пропаганда пороков занимает несравненно большее место в СМИ, чем пропаганда религии. Некоторые чиновники изо всех сил стараются не допустить приобщения детей к Исламу в школах. Влияние религии ощущается в основном на той небольшой части общества, которая посещает мечети, медресе, другие исламские учреждения.

Дорогие братья и сёстры, теперь обратите внимание на то, какое большое значение придавал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приобретению знаний. Для нас должно быть достаточно даже одного хадиса Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который гласит: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки» (Табрани, Байхаки и другие). Но приобретать знания, стремиться к ним нас призывает не один этот хадис, а сотни хадисов. Приведём смысл лишь некоторых из них:

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (то есть знанием) религии» (Аль-Бухари, Муслим). Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом.

«О люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани). То есть, чтобы стать обладателями знаний, необходимо стремиться к ним, проявлять старание.

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай» (Муслим, Хаким, Тирмизи и др.).

«…Поистине и ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» (Имам Ахмад, Табрани, Хаким, Ибн Маджа и др.).

«Кто умрёт, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остаётся лишь одна ступень (пророчества)» (Табрани).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершённых ранее» (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал что-либо ценнее знаний, наставляющих человека на путь истины и оберегающих его от всего пагубного» (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умирает шахидом» (Табрани, Баззар).

«О Абу Зарр, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов» (Ибн Маджа).

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нём есть, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Тирмизи, Байхаки, Ибн Маджа и др.).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти правдивейших (сиддиков)» (Дайлами). (Сиддики – самые близкие к Аллаху люди после пророков.)

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трёх месяцев» (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их все» (Дайлами).

«Учёные-алимы – это светочи на земле, преемники пророков и наследники мои и других пророков» (Ибн Адийн).

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся, не изучая науки), абиду скажут: “Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои”. А алиму скажут: “Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твоё ходатайство будет принято”. В тот день алимы будут подобны пророкам». То есть алимы могут помочь другим подобно пророкам (Абу Шайх и Дайлами).

Тирмизи приводит хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида таково же, как моё достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

«Больше всех в День Суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берёт на Себя».

«Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды» (Абу Ну‘айм).

«В День Суда ставят на весы чернила учёных-богословов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мёртвых» (Аль-Асакир).

«Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов» (Дайлами).

«Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

«Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние как между небом и землёй» (Дайлами).

«Приобретай знания, даже если для этого придётся отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Байхаки, Ибн Ади и др.).

«Кто ищет знания, того ищет Рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха, того ищет Ад» (Ибн Наджар).

«Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).

«В День Суда Аллах соберёт алимов и скажет: “Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!”»

Всевышний Аллах в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

В Коране также сказано (смысл): «Аллах возвысит на том свете (в Ахирате) правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Ибну Аббас (да будет доволен им Аллах) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ».

В досточтимом Коране ещё немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю, и там вырастает густая зелёная трава; другая его часть падает на твёрдую землю, и вода собирается , и Аллах делает её полезной для людей – они пьют её и орошают ею земли. часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растёт трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его».

В хадисе, приводимом Ибн Абд аль-Бари, говорится о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твоё украшение среди друзей.

Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие. Люди берут с них пример, прислушиваются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими; всё сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные – все просят Аллаха о прощении их (т. е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их» (Ибн Абд аль-Бари и другие).

Дорогие братья и сёстры, как может сердце мусульманина успокоиться и не стремиться приобретать знания, если он узнал о таких достоинствах знаний, узнал о благах, приносимых знаниями?! Как можно не заботиться о том, чтобы дети или внуки обучались исламским наукам?!

Каждый умственно полноценный и достигший совершеннолетия мусульманин и каждая мусульманка обязаны приобрести определённый уровень исламских знаний, а также обучить своих детей. К таким обязательным знаниям относятся: знание шести основ веры (имана); знание пяти основ Ислама; знание ихсана (тасаввуфа), то есть науки об очищении сердца от пороков и об облагораживании нрава; знание смысла шахады; знание арканов (обязательных составных частей) и шурутов (условий) намаза и поста; для имущих – знание необходимого о закяте и хадже; знание обязательных, недопустимых и возможных качеств (сыфатов) Аллаха; знания о том, как уверовать в ангелов Аллаха; знание имён ангелов и пророков, упомянутых в Коране и хадисах; знание обязательных, недопустимых и возможных сыфатов пророков; краткие знания о жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); знание имён предков, детей и жён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха); знание того, как уверовать в Судный день; знание о распространённых среди людей грехах; знание своих функциональных обязанностей для тех, кто работает или служит, и знание того, как не допустить несправедливости при этом; знание грехов языка, глаз, ушей, рук, ног, утробы, половых органов, с тем чтобы не допускать их. Приобретать эти обязательные знания мусульманин и мусульманка обязаны, даже если для этого придётся отправиться в далёкий Китай или расходовать столько же средств, сколько необходимо для совершения хаджа.

Что касается знаний, превышающих этот минимум, то чем больше человек знает, тем больше счастья он приобретает, тем крепче станет его вера и тем больше усовершенствуется его разум.

Для разума приобретение знаний подобно заполнению пустого кармана деньгами; знания для человека – что вода для рыбы. Имам аль-Газали пишет, что именно знания возвышают человека над животными.

Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания. Аминь!