Тавассуль пророка Адама (мир ему)

Вопрос: Просил ли Пророк Адам (мир ему) посредством Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)?

Ответ: Просить Аллаха и обращаться к Нему через посредника называется в Исламе «тавассуль» (брать кого-то или что-то в посредничество).

Что касается данного вопроса, то есть хадис, который рассказывает Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах):

 لَمَّا اقْتَرَفَ آدَم الْخَطِيئَةَ قَالَ: يَا رَبِّ أَسْأَلُك بِحَقِّ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إلَّا مَا غَفَرْتَ لِي

«Когда Адам (мир ему) совершил проступок, он обратился к Аллаху: «О, мой Господь! Я прошу Тебя ради (достоинства) Мухаммада (мир ему и благословение), иначе Ты не простишь меня». Аллах спросил Адама:

وَكَيْفَ عَرَفْت مُحَمَّدَاً وَلَمْ أَخْلُقْهُ.

Смысл: «Как ты узнал про Мухаммада, тогда как я не сотворил его еще?» Адам ответил:

يَا رَبِّ, لِأَنَّك لَمَّا خَلَقْتَنِي وَنَفَخْتَ فِي مِنْ رُوحِكَ رَفَعْتُ رَأْسِي، فَرَأَيْتُ فِي قَوَائِمِ الْعَرْشِ مَكْتُوبَاً: لَا إلَهَ إلَّا اللهُ, مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللهِ، فَعَرَفْتُ أَنَّكَ لَمْ تُضِفْ إلَى نَفْسِكَ إلَّا أَحَبَّ الْخَلْقِ إلَيْكَ

«О, Господи! Когда Ты сотворил и оживил меня, я поднял голову и увидел на стойках Арша (трона) надпись: «Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха», и я понял, что, поистине, Ты не свяжешь с Собой никого, кроме как наиболее любимого Тебе» (передали: аль-Байхакий в книге «ад-Даляиль» 5 том, 489 стр.; ат-Табраний в книге «аль-Авсат» №6498; аль-Хайсамий в книге «аль-Муджмаъ» №13917; Имам аль-Хаким в книге «аль-Мустадрак» 2 том, 615 стр.).

 Имам аль-Хаким (да смилуется над ним Аллах) посчитал хадис достоверным, имам ас-Субкий (да смилуется над ним Аллах), изучив цепочку рассказчиков, сказал, что этот хадис не ниже степени «хасан» (степень «хасан» – это хадис второй по достоверности после «сахих»).

Из этого хадиса мы видим, что Пророк Адам (мир ему и благословение) просил Аллаха посредством нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Примечание: Имам аз-Захабий (да смилуется над ним Аллах) данный хадис посчитал «даиф» (слабым), и были имамы, которые поддержали его в этом. Однако имам Такиюддин ас-Субкий (да смилуется над ним Аллах) жил после имама аз-Захабий, и, сделав ревизию цепочки рассказчиков, посчитал этот хадис «хасан».

Аллах знает лучше.

Ибн Ахмад