Клятва с точки зрения Ислама

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о клятве: кем и чем можно клясться и что делать, если нарушил клятву?

Ответ: Никакая другая клятва, кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, «клянусь Господом миров», «клянусь Тем, в Чьей власти моя душа». Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, «клянусь Милостивым», «клянусь Господом». Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел в виду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например, Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха) или как принято у некоторых народов – хлебом или ризком, строго запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت

«Воистину, Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» («Джамиуль-ахадис», 7352).

Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит:

لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ

«Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).

Вообще давать клятву порицается. Однако есть и исключения – клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе… В подобных ситуациях она не возбраняется. Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил, что он никогда в жизни не произносил ни истинной, ни ложной клятвы.

Ложная клятва считается запретной (харам) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающие-ся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву, что ложная клятва относится к категории тяжких грехов.

За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел, равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов, обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не обязательно.

Если кто-нибудь клялся оставить что-либо обязательное, например, намаз, либо совершить запретное, например, выпить спиртное, то он впадает в грех и считается нарушившим клятву, так как совершение этих поступков по Шариату категорически запрещается. А если поклялся оставить желательное, например, ратибаты – добровольные, желательные молитвы, совершаемые до и (или) после обязательных молитв, либо совершить нежелательное, например, совершение молитвы в коротких рукавах, то ему желательно нарушить клятву.

В случае, если он поклялся оставить дозволенное либо совершить его, и это касается лишь его, то ему будет предпочтительнее сдержать клятву. Если же его клятва наносит вред кому-либо, к примеру, если он поклялся не навещать своих родителей, родственников или друзей, то ему лучше нарушить свою клятву. Так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ صحيح مسلم 4360

«Тот, кто поклялся чем-либо, а затем посчитал лучшим другое, то пусть он совершит другое и выплатит каффарат (штраф) за нарушенную клятву» (Муслим 4360). («Ас-сирадж аль-ваххадж»).