Рубашка Пророка (мир ему)

О том, как Абдуллах бин Убай попросил Пророка (мир ему и благословение) дать ему свою рубашку и совершить за него заупокойную молитву

В предании от Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) о болезни и смерти Абдуллаха бин Убайя говорится так:

Заболевший Абдуллах пригласил Посланника (мир ему и благословение) и попросил его прочитать мольбу, совершить намаз-джаназа и побыть на его могиле. И после этого Абдуллах через посыльного попросил у Пророка (мир ему и благословение) его рубашку, чтобы ее надели на него для бараката, когда он умрет. Посланник (мир ему и благословение) отправил ему свою верхнюю рубашку. Абдуллах же вернул ее и попросил дать нижнюю, которая касалась его тела. Тогда ‘Умар ибн Хаттаб сказал Посланнику (мир ему и благословение): «Неужели ты дашь свою рубашку этому нечестивому, порочному человеку?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Моей рубашки недостаточно для того, чтобы спасти Абдуллаха от наказания Всевышнего Аллаха. Но я надеюсь на Всевышнего Аллаха, что из-за этой рубашки тысяча хазраджитов перейдут в Ислам». После того, как Абдуллах бин Убайю попросил для бараката рубашку Пророка (мир ему и благословение), чтобы благодаря ей обрести спасение от наказания, тысяча лицемеров, как и говорил Посланник (мир ему и благословение), приняли Ислам. После смерти Абдуллаха его сын Абдуллах пригласил Пророка (мир ему и благословение) совершить намаз-джаназа. Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Совершите намаз и похороните». Тогда сын снова попросил: «Если ты не совершишь намаз за него, никто этого не сделает. Не унижай меня, обрадовав врагов». Сказано, что после этого Пророк (мир ему и благословение) совершил намаз-джаназа ради сына покойного, а также ради хазраджитов, среди которых он пользовался авторитетом. И еще потому, что были признаки того, что Абдуллах бин Убай принял Ислам и раскаялся, и мнение Пророка (мир ему и благословение) склонилось к этому.

После того, как Пророк (мир ему и благословение) совершил намаз-джаназа и немного побыл у могилы Абдуллаха, явился Джабраил (мир ему) с аятом следующего смысла: «Никогда не совершайте намаз-джаназа ни за одного мунафика и не бывайте на их могилах». После этого Пророк (мир ему и благословение) больше не совершал намаз за мунафиков и не бывал на их могилах. Это одна из версий.

В другой версии говорится следующее. Когда Посланник (мир ему и благословение) вознамерился совершить намаз-джаназа за Абдуллаха, Умар бин Хаттаб сказал ему: «Как можно совершать намаз за врага, который говорил то-то и то-то», перечислив все, что тот говорил.

Тотчас сошел Джабраил с упомянутым аятом и прочитал его Посланнику (мир ему и благословение). Из этого следует, что Абдуллах умер в неверии, и намаз за него не совершили.

Таким образом, этот аят был ниспослан сообразно мнению Умара бин Хаттаба. Кроме этого, есть и другие аяты, ниспосланные сообразно его мнению. Это из достоинств и признаков высокого уровня Умара бин Хаттаба.

Именно тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал:

فلذا قال عليه الصلاة والسلام في حقه : لو لم أبعث لبعثت نبياً يا عمر

«Если бы Всевышний Аллах не отправил меня пророком, то отправил бы тебя, о Умар!»

Почему Пророк (мир ему и благословение) совершил намаз-джаназа за Абдуллаха или намеревался сделать это – об этом сказано выше. О мудрости того, что надели рубашку , в преданиях говорится по-разному. Вот одно из них. Во время сражения при Бадре дядя Пророка Аббас (он еще не был в Исламе) попал в плен. На нем не оказалось рубашки. Посланник (мир ему и благословение) не нашел для него подходящей рубашки, потому что Аббас был высокого роста. Тогда Абдуллах бин Убай, который тоже был высокого роста, отдал ему свою. И Пророк (мир ему и благословение) послал Абдуллаху свою рубашку взамен той, а не для того, чтобы возвеличить его.

Во-вторых, Всевышний Аллах повелел Посланнику (мир ему и благословение), ниспослав следующий аят:

قال تعالى: وَأَمَّا السَّائِلَ فَلَا تَنْهَرْ ﴿١٠﴾ الضحى: ١٠

Смысл: «Не отказывай просящему». Возможно, причина в этом. Возможно также, что Всевышний Аллах ниспослал Пророку (мир ему и благословение) откровение: «Если ты пошлешь ему свою рубашку, тысяча мунафиков из-за этого придут в Ислам».

Из книги досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Побуждение внять призыву Корана», т. 1.