Может ли жена в качестве махра требовать от мужа не брать вторую жену?

Вопрос: Могу ли в качестве махра потребовать от мужа, чтобы он не брал вторую жену при мне?

Ответ: Хвала Аллаху, Господу миров, самые лучшие благословения  и приветствие нашему господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Имам ат-Тирмизи передаёт со слов Касира ибн Абдуллаха ибн Амра ибн Авфа аль-Музани от его отца, а тот от его дедушки, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

المُسْلِمُونَ عَلَى شُرُوطِهِمْ, إِلا شَرْطًا حَرَّمَ حَلالًا أَوْ أَحَلَّ حَرَامًا

«Мусульмане на тех условиях, которые они ставят, если они не запрещают дозволенное и не дозволяют запретное».

Имамы аль-Бухари и Муслим передают со слов госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

مَا بَالُ أَقْوَامٍ يَشْتَرِطُونَ شُرُوطًا لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ, مَنْ اشْتَرَطَ شَرْطًا لَيْسَ فِي كِتَابِ اللَّهِ فَلَيْسَ لَهُ, وَإِنْ اشْتَرَطَ مِائَةَ مَرَّةٍ

 «Что случилось с людьми, которые ставят условием требования, которых нет в Книге  Аллаха? Кто ставит условием то, чего нет в Книге Аллаха, то оно ему не зачитывается, если даже поставить его сто раз».

Имам аль-Бухари передает со слов Укба ибн Амира (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

(أَحَقُّ الشُّرُوطِ أَنْ تُوفُوا بِهِ مَا اسْتَحْلَلْتُمْ بِهِ الفُرُوجَ).

 «Обязанности условий – это исполнение их вами, пока не дозволяется вами запретное».

Исходя из этого, учёные разошлись во мнениях в подобном условии: является ли это обязательным для мужа или нет, и влияет ли это на подлинность брачного договора или нет.

Все учёные пришли к мнению, что это условие не влияет на подлинность договора. Договор будет истинным. Но они расходятся в том, является ли это условие обязательным для исполнения.

Большинство ученых пришло к мнению, что это условие не является обязательным, по-тому что запрещается дозволенное, и потому что Шариат этого не требует.

Последователи ханбалитов говорят: «Брак законен, и условие это мужу необходимо выполнять, потому что Аллах говорит: «О уверовавшие, исполняйте свои договора» (сура «аль-Маида», аят 1). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Обязанности условий – это исполнение их пока не дозволяется вами запретное» (аль-Бухари).

Вывод: Это условие не влияет на действительность никяха, и большинство учёных считает его необязательным для исполнения в отличие от ханбалитов, которые говорят, что это условие должно быть выполнено. А Аллах знает лучше.

Шейх Ахмад аш-Шариф ан-Наасан,

Муфтий провинции аль-Баб (Сирия)

Перевод: Муса Багилов