Намаз, совершаемый при затмении солнца или луны

Солнце излучает свет, а Земля и Луна отражают солнечный свет. При движении вокруг Земли Луна может оказаться между Землёй и Солнцем или Земля – между Луной и Солнцем. В этих случаях наблюдаются солнечные и лунные затмения. Во время лунного затмения Луна попадает в тень, отбрасываемую Землёй. Во время солнечного затмения тень, отбрасываемая Луной, падает на Землю.

Солнце и Луна являются большими чудесами Всевышнего Аллаха, подтверждающими Его Всемогущество. Без солнечного света и тепла на Земле не было бы жизни. Затмения Луны и Солнца – тоже предупреждение Всевышнего всему живому.

Оживление Сунны

Во время солнечных и лунных затмений Пророк (мир ему и благословение) совершал намаз-сунна.

Намаз, совершаемый при затмении Солнца или Луны, является настоятельной сунной Пророка (мир ему и благословение).

Тем не менее, в последнее время она тоже оказалась заброшенной, многие не обращают на неё внимания.

В хадисе, приводимом Байхаки, о вознаграждении тех, кто оживляет заброшенную сунну Пророка (мир ему и благословение), говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто держится моей сунны в то время, когда разложилась моя умма, получит воздаяние, равное воздаянию ста шахидов (т. е. погибших в борьбе на пути Аллаха)».

В достоверном хадисе, который приводят Ибну Маджих и Тирмизи, также говорится, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто бы ни оживил хоть одну мою сунну, заброшенную людьми после меня, тот получит столько вознаграждения, сколько получают все последовавшие этой сунне люди, ничуть не уменьшая их вознаграждения».

Время намаза, совершаемого при затмении Солнца или Луны, наступает с началом затмения Солнца или Луны и завершается с полным окончанием затмения или с заходом Солнца или Луны.

Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Абу Ханифы

Намаз затмения Солнца совершают как обычные два ракаата или как два ракаата джума-намаза, но без чтения хутбы. Намаз затмения Солнца является суннатун-муаккадом, к нему азаном не призывают и не читают икамат. Вместо них читают «Ассалата джамиа». Можно совершить его коллективом и индивидуально. Если совершают коллективом, то необходимо, чтобы был имам, совершающий джума-намаз. В каждом ракаате читают суры «аль-Фатиха» и др. Читать нужно про себя, не спеша, растягивая слова, такими же долгими должны быть и руку' и суджда. После намаза читают дуа – до того как встанет солнце. Дуа читают, сидя лицом к Каабе, или стоя, повернувшись к джамаату.

Последнее даже лучше. Если нет имама, то каждому нужно совершать намаз у себя дома и усердствовать в дуа, пока солнце не встанет.

При затмении Луны намаз в четыре ракаата совершают каждый отдельно у себя дома. Намаз совершают как обычный суннат, но это не является суннат-муаккадом.

Порядок совершения намаза затмения по мазхабу имама Шафии

Этот намаз состоит из двух ракаатов. Намерение перед молитвой произносится так: «Я намерен совершить молитву затмения Солнца (Луны) Всевышнему Аллаху, Аллаху акбар». Затем читают суру «аль-Фатиха» и совершают руку' (поясной поклон), как обычно. Выпрямившись после поклона, опять читают «Фатиха» (второй раз), затем ещё раз совершают поясной поклон. После него, как обычно, совершают два земных поклона (суджда), делая паузу между ними. Выпрямившись после второго земного поклона, завершают первый ракаат.

Точно так же совершают и второй ракаат.

Завершается намаз, как обычно, чтением молитвы «Ташахуд» («Ат-тахиййату...») и произнесением «Салама» с поворотом головы сначала в правую, затем в левую стороны.

Таким образом, этот намаз отличается от других обычных намазов только тем, что его ракаат состоит из двух поясных поклонов и в нём дважды читают суру «аль-Фатиха».

После каждого чтения суры «Фатиха» рекомендуется читать и другую суру или аяты. Но совершить намаз можно и без чтения другой суры после «Фатиха», можно даже совершить обычный двухракаатный намаз с намерением на молитву по случаю затмения Солнца или Луны.

Здесь приведён тот вариант намаза, который в состоянии совершить любой мусульманин. Более подробно о молитве при затмении Солнца или Луны читайте в книге «Аль-фикху ала мазахибил арбаата» (т. 1, стр. 366) и в других шариатских книгах.

Эту молитву также желательно совершать коллективно, это сунна Пророка (мир ему и благословение).

Призывают к коллективному совершению намаза затмения словами «Ас-салата джамиат» («Все на молитву!»).

А после коллективной молитвы имам читает хутбу (обращение-проповедь), как во время пятничной молитвы. В хутбе имам призывает правоверных к раскаянию, раздаче милостыни, поминанию Аллаха и чтению дуа.

Суру «Фатиха» в молитве при затмении Солнца имам читает про себя, а при затмении Луны – вслух.

Если этот намаз не совершается коллективно, его следует совершать хотя бы индивидуально. Есть учёные-богословы, которые говорят, что это необходимая молитва (ваджиб).

Из истории

Раньше арабы связывали затмения Солнца или Луны со смертью известного, великого человека. Затмение Солнца было и в день смерти сына Пророка (мир ему и благословение) Ибрахима. Среди жителей Медины распространился слух, что затмение произошло из-за смерти сына Пророка (мир ему и благословение). Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Затмение Солнца или Луны – это одно из многочисленных знамений Аллаха, подтверждающих могущество Аллаха. Из-за смерти или рождения человека затмения Солнца или Луны не происходят. Когда вы увидите это (затмение), вы старайтесь поминать Аллаха, раскаиваться и просить у Него прощения и совершать намаз».

Затмения Солнца и Луны являются также признаками, предшествующими появлению имама Махди. Перед его появлением будет затмение Луны в первую ночь месяца рамадан и затмение Солнца в середине этого месяца.

От Ибну Масуда передают: «Во времена Пророка (мир ему и благословение) случилось солнечное затмение. Это было как раз в тот день, когда умер его сын Ибрахим. Ему исполнилось ровно 18 месяцев. У Пророка (мир ему и благословение) в этот день были слёзы на глазах. Когда его спросили: «Разве пророк плачет?» – он ответил: «Это слёзы от печали, но мы никогда не делаем того, на что гневается Всевышний Аллах».

Ещё от Ибн Аббаса передают: «(Когда) при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение) произошло солнечное затмение, он совершил молитву.

(Сначала) он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы, чтобы прочитать суру «Бакара», потом надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и (снова) стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего (дважды) склонился в земном поклоне. Потом он (встал и) долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом (выпрямился и) долго стоял, но меньше, чем в первый раз, потом совершил поясной поклон, который был короче первого, потом (выпрямился и дважды) склонился в земном поклоне, после чего, когда уже показалось Солнце, закончил (молиться).

Тогда он сказал: “Поистине, Солнце и Луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, и поэтому, если вы увидите (подобное), то поминайте Аллаха!”»

Подготовил Мухаммад Алимчулов